14:20 24 сентября 2021Новости
134

Борис Юхананов поставил «Бесов» в Германии

News_detailed_picture© Marlies Kross

25 сентября в Государственном театре города Котбуса состоится премьерный показ спектакля Бориса Юхананова «Катабазис. Бесы» по роману Достоевского и графической серии из 86 листов, созданной самим режиссером.

Как сообщают организаторы премьеры, она завершает работу над проектом, которая началась ровно год назад и должна была состоять из двух частей. Первая часть включала в себя серию акций и перформансов, тематически развивающих отдельные мотивы и темы романа в современной городской среде, с участием студентов художественных факультетов немецких университетов и высших школ. В условиях пандемии эта часть проекта оказалась неосуществимой. Вторая часть — постановка спектакля «Катабазис. Бесы» на сцене Государственного театра города Котбуса — была, несмотря на все карантинные ограничения, успешно доведена до конца.

Помимо Бориса Юхананова над спектаклем «Катабазис. Бесы» / «Catabasis. Dämonen» работала постановочная группа Электротеатра Станиславский: композитор Дмитрий Курляндский, дизайнер и сценограф Степан Лукьянов, художник по костюмам Анастасия Нефедова, хореограф Андрей Кузнецов-Вечеслов, драматург и переводчик Ольга Федянина.

Спектакль создан совместно с Государственным театром города Котбуса. Специально для постановки Дмитрий Курляндский написал около 30 хоровых номеров, которые исполняет оперный хор театра, а дирижер хора, Кристиан Мебиус, по предложению Бориса Юхананова, стал одним из персонажей спектакля. Наряду с профессиональными артистами в спектакле участвует группа перформеров из Котбуса.

Борис Юхананов о постановке:

«"Бесов" ставят очень часто, это один из самых адаптируемых текстов Достоевского. Но почти все эти адаптации идут по одному и тому же пути: режиссеры превращают роман в пьесу, это и есть инсценировка. Я не хочу заниматься инсценировкой Достоевского, потому что и сам Достоевский не писал пьес, он писал романы. И мы обращаемся к "Бесам" не для того, чтобы сделать из них пьесу. Мы не играем этот роман, мы играем с ним. Мы можем себе это позволить, потому что этот роман представляет собою сбывшееся пророчество, Достоевский полностью предсказал в нем весь ХХ век, с его катастрофами. И так как пророчество это сбылось, то есть принадлежит прошлому, то роман представляет собою законченную, закончившуюся историю. Ее можно взять как законченное целое и играть с этим целым. И у этой игры есть определенные правила и законы. Или, если точнее, у этой игры есть исходная ситуация, что-то вроде "сказки о происхождении". Наша игра в "Бесов" разворачивается в райском саду. В Раю очень любят праздники, тематические вечеринки. Для одной из таких вечеринок Бог выбирает в качестве темы — Ад. Ангелы должны играть демонов. Адские игры в раю — это жанр нашего спектакля. Сам же Бог берет на себя роль Дирижера, потому что это единственная достойная его роль. А фоном для этих игр служат ситуации повседневной жизни, фрагменты современного городского ландшафта, которые и представляют сегодня настоящий Ад. Только Ад этот бессловесный, застывший, холодный.

В нашей игре есть еще один особенный участник — Искусственный разум, Нейросеть, то есть новое божество, рожденное XXI веком. Искусственный разум, для которого вся предыдущая история и культура — не более, чем набор чисел и алгоритмов, является соавтором Бога в этой постановке. Из диалога с Нейросетью рождаются голоса и музыка, Нейросеть читает тексты Достоевского и продолжает их на свое усмотрение. Сам я в данном случае действую как бы от лица Нейросети, и если Дирижер в нашей постановке — роль для Бога, то Нейросеть — роль для режиссера».



Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 202417315
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202416055
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202419314
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202425541
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202429474
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202434800
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202433118