
Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202429990Ведущий научный сотрудник Института исследований по истории войны, Холокоста и геноцида NIOD (Амстердам) Карел Беркгоф, в течение четырех лет занимавший должность главного историка проекта Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» в Киеве, опубликовал статью, в которой рассказа о причинах, вынудивших его прекратить участие в проекте.
Русский перевод заявления Карела Беркгофа, обращенного к украинским читателям, опубликовано на сайте Espresso.tv.
Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» (BYHMC) планируется открыть в Киеве на месте массовых казней евреев нацистами в сентябре 1941 года. Проект финансирует международная группа частных инвесторов. Как сообщает сайт BYHMC, центр представляет собой некоммерческую образовательную организацию, призванную «достойно почтить память жертв трагедии Бабьего Яра и способствовать гуманизации человечества через сохранение и изучение истории Холокоста».
Карел Беркгоф занимал должность главного историка BYHMC с февраля 2017 года по январь 2020 года. Прошлой осенью в BYHMC была создана новая должность художественного руководителя, которую занял российский режиссер Илья Хржановский, автор проекта «Дау».
«Практически сразу после этого назначения, к моему удивлению, были приложены энергичные усилия к полной замене команды BYHMC. Почти все представители высокопрофессиональной команды (менеджеры и специалисты, ответственные за разработку контента), которым я доверял, или были уволены, или решили уйти сами», — пишет Беркгоф.
Он рассказывает о концепции мемориального центра, предложенной Хржановским, которая, в частности, предусматривает использование «психометрических алгоритмов», «онлайн-регистрации» и «персонализированных анкет». Эту концепцию намерен реализовать генеральный директор BYHMC Макс Яковер, создав для посетителей «такое погружение, которое позволит почувствовать дух времени и что тогда чувствовали люди», в том числе за счет использования Big Data, дополненной и виртуальной реальности, голограмм и технологии Deep Fake.
«Как такие планы могут соотноситься с темой Холокоста и воплощаться на месте бывших массовых убийств? Где здесь чувствительность и сдержанность?» — спрашивает Беркгоф. Он приводит несколько положений Международного устава мемориальных музеев, которым, по его мнению, противоречит новая концепция мемориального центра.
«Как историк я собираюсь придерживаться определенных ценностей, и для меня важно, чтобы те, с кем я сотрудничаю, их разделяли. Среди них — ответственность, вежливость, благодарность, профессионализм, добродетель, надежность, командная работа, открытость и великодушие», — заявляет Беркгоф.
«Я действительно благодарен за невероятный опыт, который получил в течение этих четырех лет, а также за сотрудничество с выдающимися профессионалами, — пишет нидерландский историк в заключение своего заявления. — Ради большего дела — памяти жертв Бабьего Яра, я готов был быть соавтором и координатором работы над книгой "Атлас Бабьего Яра". Но я отклонил приглашение в роли советника возглавить Научный совет, и письменно заявил в марте, что больше не могу осуществлять публичную поддержку BYHMC по этическим соображениям, а также учитывая необходимость защищать свою профессиональную репутацию».
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202429990Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202428171Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202430810Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202436550Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202437104Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202439603Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202440378Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202445950Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202445523Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202440660