
Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202417523В воскресенье, 9 апреля, табличка проекта «Последний адрес» будет установлена в Петербурге на доме 17/19 по улице Рылеева, где был арестован расстрелянный в 1938 году писатель и художник Юрий Юркун.
Как сообщает критик и литературовед Ольга Кушлина, в этот же день в Петербурге появятся еще четыре таблички «Последнего адреса» в память о жителях города, расстрелянных в 1937–1938 годах.
Юрий Юркун (Иосиф Юркунас, р. 1895) более всего известен как спутник жизни поэта Михаила Кузмина. В доме на улице Рылеева (быв. Спасской) Кузмин и Юркун жили с 1916 года. Дебютный роман Юркуна «Шведские перчатки» вышел с предисловием Кузмина в 1914 году. В 1920–1923 годах Юркун вместе с Кузминым, Анной и Сергеем Радловыми, входил в литературную группу «эмоционалистов». В 1920-е годы, после вынужденного ухода из печатной литературной жизни Юркун реализовался как художник, был членом художественной группы «Тринадцать».
В 1918 году Юркун арестовывался по делу об убийстве председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого, совершенном его знакомым — поэтом Леонидом Каннегисером. Был вновь арестован 4 февраля 1938 года и обвинен в участии в вымышленной «антисоветской право-троцкистской террористической писательской организации».
Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР 20 сентября 1938 года Юркун был приговорен к высшей мере наказания и на следующий день, 21 сентября, расстрелян. В тот же день были казнены проходившие по «ленинградскому писательскому делу» Бенедикт Лившиц, Валентин Стенич и Вильгельм Зоргенфрей.
Реабилитирован за отсутствием состава преступления 22 марта 1958 года.
Прозаическое наследие Юрия Юркуна было собрано и опубликовано в Петербурге в 1995 году. В 2010 году в Музее Анны Ахматовой прошла выставка графики Юркуна, а также фотографий и документов, связанных с его жизнью и творчеством. К выставке был издан альбом «Юрий Юркун. Графика из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме».
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202417523Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202416257Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202419509Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202425736Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202426363Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202428903Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202429654Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202434975Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202434980Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202433201