Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20243244В четверг, 3 марта, в Петербурге состоялась пресс-конференция, на которой директор Государственного Русского музея Владимир Гусев в общих чертах обрисовал концепцию проекта реконструкции. Проект будет представлен в конце месяца, а сейчас руководство музея ожидает ответа от Всемирного банка, который должен подтвердить, что профинансирует проект.
Концепция реконструкции предполагает перекрытие двух внутренних дворов-колодцев светопрозрачными фонарями. Мансардное пространство дворца осваиваться не будет. В результате преобразований Русский музей получит примерно 1,5 тысячи кв.м площади. На них разместятся магазины, зона отдыха, информационная зона, конференц-зал на 90 мест, кассы, гардеробы, пандусы и три лифта. За счет новых площадей также увеличится площадь реставрационных помещений и — незначительно — экспозиции. Гусев также уточнил, что незначительно вырастет полезная площадь входной группы, однако вход в музей так и будет располагаться в цокольном этаже дворца. Двери главного входа нельзя использовать, поскольку они ведут непосредственно в экспозиционные залы.
Итоговый вид проекта на пресс-конференции так и не показали, поскольку Русский музей до сих пор не уверен в финансировании. Средства на реконструкцию в виде кредитного займа правительству РФ должен выделить Всемирный банк, и окончательного ответа от него ждут в конце марта.
«Говорить о деталях пока рано, — сказал Гусев. — Мы обязательно вернемся к вопросу, когда финансирование будет гарантировано, пригласим журналистов во внутренние дворы, покажем проект и расскажем о том, как он будет воплощаться». Кроме того, директор Русского музея назвал новость о необходимости вернуться к проекту реконструкции неожиданной и добавил: «Для меня идеальная ситуация, если этого [т.е. реконструкции] не будет».
Если же Всемирный банк даст положительный ответ, то в середине 2016 года начнется перемещение фондов. Оно будет поэтапным и не затронет музей целиком — только несколько отделов, стены которых примыкают к дворикам. Строительные работы должны начаться к 2017 году и продлятся в течение двух лет. При этом музей не будут закрывать полностью: к примеру, корпус Бенуа продолжит работу в обычном режиме.
На вопрос о том, почему изначальный проект Михаила Филиппова не был принят за окончательный, Владимир Гусев ответил: «Это была очень красивая, тонкая, изящная работа, но именно изящество и красота вступили в противоречие с требованиями заказчика [Фонд инвестиционных строительных проектов] и музея, поскольку нам нужен был функциональный проект. Нельзя добавлять к Росси что-то еще. Нынешний проект совершенно функциональный. Он никак не будет выделяться на фоне существующей архитектуры дворца».
При этом сам Михаил Филиппов утверждает, что его замысел существовал в двух вариантах — 2002 и 2014 годов, и о том, что ни один из них не будет реализован, его не предупредили. В данный момент исполнителем является проектная организация «Ленполпроект», главным архитектором которой до сих пор является Филиппов.
Владимир Баженов, заместитель начальника Отдела капремонта Русского музея, также присутствовавший на пресс-конференции, заявил следующее: «Михаил Филиппов не согласился с той оплатой, которую мы ему предлагали за переработку изначального проекта. Кроме того, красивый проект Филиппова не прошел по пожарным стандартам из-за использования стекла и дерева».
Проект реконструкции двух внутренних дворов-колодцев Михайловского дворца был создан в 2002 году «Ленполпроектом» под руководством архитектора Михаила Филиппова. Он предполагал перекрытие дворов световыми фонарями, организацию дополнительных площадей на нескольких этажах внутри дворов и освоение мансарды дворца. Тогда же на заседании Совета по культурному наследию проект был одобрен. Ремонтные работы должно было финансировать отделение Всемирного банка — Международный банк реконструкции и развития. Однако средств на переезд фондов российская сторона не выделила, и проект отложили на неопределенный срок.
В 2014 году к проекту вернулись, российская сторона его одобрила и отправила на одобрение в штаб-квартиру Всемирного банка в Вашингтоне, но с началом экономических санкций работа остановилась. Новое обращение во Всемирный банк отправится на следующей неделе, и до конца марта Русский музей планирует получить решение. Банк поставил два условия: первое — это должен быть тот же проект, который согласовали в 2002 году, второе — Русский музей обязуется на этот раз все же переместить фонды в установленные сроки. Министерство культуры в свою очередь гарантирует перевод средств на эти цели, когда Русский музей представит план переезда.
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20243244Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20244608Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411603Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202418187Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202418861Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202421569Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202422365Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202427478Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427680Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202428355