Можно ли работать на государство и не подписывать коллективных писем?

Отвечают Александр Сокуров, Артемий Троицкий, Александр Тимофеевский, Марат Гельман и другие

 
Detailed_picture© Colta.ru

COLTA.RU продолжает рубрику «Ответная реакция»: уважаемые нами люди отвечают на вопрос, волновавший умы в последние дни.

11 марта на сайте Министерства культуры РФ появилось открытое письмо деятелей российской культуры. В нем сообщалось, что нижеподписавшиеся заявляют о своей поддержке позиции президента России Владимира Путина по Украине и Крыму. Изначально письмо подписали 86 человек, на данный момент в списке 511 человек, преимущественно руководителей культурных институтов и организаций, состоящих на балансе у государства.

Александр Тимофеевский

публицист

В России уже 150 лет нет крепостного права. Небольшой, конечно, срок, но все-таки. На госслужбу нанимается формально свободный человек, у которого могут быть свои политические взгляды, не обязательно совпадающие со взглядами власти. Теоретическую возможность такой оказии пока никто не отменял. А значит, можно не подписывать коллективные письма в поддержку линии партии и правительства — как госслужащим, так и служащим частных корпораций. Но это все в теории. А на практике: не станешь подписывать — отключим газ или даже выпорем на конюшне, из чего солидарно исходят и власть, и граждане. Крепостное право у всех в крови.

В девяностые годы казалось, что оно изжито. «Безумство гибельной свободы» всегда порождает избыточные иллюзии.

Александр Сокуров

режиссер, сценарист

Можно не подписывать. Вопрос только в мужестве и в уме человека, а обстоятельства могут быть разные. Я состою в президиуме Совета по культуре при президенте, я не подписал ни одного письма. Наоборот, все время выступаю со своими, насколько я могу осмыслить все это, критическими замечаниями. И не скрываю этого. Все зависит от человека. Страх бежит впереди человека, а впереди чиновного человека бежит целая псарня страхов.

Артемий Троицкий

музыкальный критик

Вопрос странный: конечно же, можно. Можно быть даже прямым госчиновником, а не «деятелем культуры», вовлеченным в сферу госинтересов, и при этом не соглашаться с отдельными проявлениями «генеральной линии». (Систематическое несогласие, правда, часто заканчивается отставкой, и это тоже естественно.) Оправдывать свои подписи тем, что «мы — люди подневольные», — чистое лукавство.

Елена Мясникова

вице-президент медиагруппы РБК

Не подписывать, наверное, можно. Нельзя подписать ПРОТИВ его политики. А впрочем, что можно, а что не можно, определяет государство и коллективное бессознательное. Лично я не подписала бы «в поддержку», если не согласна, и подождала бы, что будет. А вот если бы хотела подписать «против», уволилась бы сначала.

Марина Давыдова

театральный критик

Можно. Просто взять и не подписать, в чем проблема-то? Что-что, подчиненные? А что может случиться с подчиненными? Их посадят в тюрьму? Пошлют по этапу? Не выплатят зарплату? Известны такие случаи? Я таких случаев не знаю, их не было. Вот Женя Миронов не подписал письмо. Его театр закрыли? Артистам не платят зарплату? Из репертуара сняли какие-то спектакли? И я как-то с трудом представляю, что взяли и закрыли разом МХТ, Александринку, ГИТИС, СПГАТИ, Щукинское училище, Щепкинское училище… Как вы себе это представляете? Люди боятся за должность, за то, что не дадут какого-нить спецфинансирования на какую-нить реконструкцию. Но все это не жизненно важные вещи, без них можно и дальше заниматься любимым делом. То есть это не вопрос о том, буду ли я дальше играть на скрипке, дирижировать, ставить спектакли, это вопрос о дополнительных бонусах от государства, которые я и мой коллектив получу или, наоборот, не получу. Вот и все. Чаще же всего это просто почти рефлекс: начальство сказало, что надо подписать, вот я и подписал. Или даже на всякий случай сам позвонил и предложил услуги. Я знаю, что многие поставили подписи, потому что действительно согласны с политикой «партии и правительства». Я уважаю чужое мнение, даже когда я с ним не согласна. Но между правом на свое мнение и подписанием сервильного письма «одобрямса» есть огромная разница. Эстетическая, я бы сказала, разница. Уж деятели культуры должны были бы ее почувствовать!

Юрий Сапрыкин

журналист, шеф-редактор компании «Рамблер-Афиша»

Можно. Вообще постановка вопроса не совсем корректная: не все из подписавших находятся на службе у государства, и далеко не все из находящихся на службе бросились подписывать это письмо. По-моему, смысл этого подписания заключается вовсе не в том, чтобы поддержать действия России на Украине — мы пока не понимаем до конца, в чем они заключаются; смысл в том, чтобы обозначить публично — я свой, если что, имейте меня в виду. Я уверен, что даже для людей, находящихся на госслужбе, есть такие, для кого подобные сигналы неприемлемы по причинам эстетическим или этическим — или кому просто претит «сливаться в едином порыве»

Марат Гельман

галерист, публицист

Подписывать письма в поддержку власти — пошлость, даже если с позицией согласен.

Но хочу сказать, что рука не поднимается ругать тех, кто ради сохранения своих институций готов подписать что угодно. Выбирая профессию, эти люди не предполагали, что нужно будет мужество. Но уже теперь можно точно сказать, что перед тем, как идти на госслужбу, человек должен ответить на вопрос — хватит ли сил сказать «нет», когда наступит момент.

Сволочь здесь государство, а не директора театров. Но если все-таки кто-то отказался — он герой.

Леонид Бершидский

журналист, издатель

Я считаю, что подписывать любые коллективные письма с совершенно любой позицией — советская гнусность. Но этикет встройки в ту или иную тусовку требует таких действий от людей, чтобы связать их коллективным унижением. Этикет пребывания в государственной тусовке со всеми вытекающими требует этого особенно жестко.

Конечно, откосить невозможно. Потому что непременно придется расплачиваться. Единственный способ избежать таких неловких ситуаций — не входить ни в какие тусовки.

Павел Лобков

журналист

Мне знакома эта риторика. «Государство вас выкормило, выучило, а вы...» Мне это говорили в 18, когда еще эпоха КПСС была. Есть два решения, если и вправду давят. Первое — изящно послать. Так, чтобы не прилипали. Как Пиотровский: «У нас в Эрмитаже Тьмутараканский камень, там написано, как мерили Керченский пролив, так что увольте от писем».

Второе — «барыня сказалась больна». Похуже были времена. Если бы Басов и Прохоров не подписали письмо против Сахарова, их бы Нобелевской никто не лишил. Тамм не подписал «письмо сорока академиков» потому, что с ним ничего не могли сделать — за два года до того он умер, а его соратники по Нобелевке Франк и Черенков подписали. Себя больше боимся, чем КГБ.

Но не мне судить. Я давно на государство не работаю. Это, наверное, третий выход.

Павел Власов-Мрдуляш

интернет-предприниматель, гендиректор компаний «СМИ2» и «МирТесен»

Деятели культуры, как и врачи с учителями, вообще-то не состоят на службе у государства, они служат искусству — ну и немножко его потребителям. Печально, если кто-то из них считает иначе. Мне искренне жаль мастеров культуры, подписывающих коллективные письма (любые), — это же совок и отсутствие вкуса, что для них означает профнепригодность. Никому не хочу отказывать в праве на собственное мнение (любое), в том числе по путинской политике, только высказывать его хорошо бы в индивидуальном порядке в СМИ или соцсети. А не подписывать коллективки — такая возможность, конечно же, есть всегда.

Подготовила Юлия Рыженко


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243308
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20244696
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411662
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418237
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422412
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427727
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428410