19 января 2015Современная музыка
23

«Пионеры звука»

Куратор Андрей Смирнов проводит экскурсию по выставке, посвященной забытым сюжетам из истории российской и мировой электроники

6 из 7
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureЛев Термен, 1928
    Лев Термен и его инструменты

    Особе место в «Пионерах звука» отведено Льву Термену, и здесь представлена лишь малая толика документов и экспонатов, которую можно было показать.

    Здесь можно видеть подлинный терменвокс, построенный Терменом в середине 1960-х. Я иногда называю подобные аппараты «ГУЛАГ-терменвокс», так как первый инструмент такой конфигурации Термен построил в 1941—1942 годах, будучи заключенным ГУЛАГа и работая в «шараге». Здесь же выставлена последняя «реинкарнация» первой в мире ритм-машины «Ритмикон», впервые построенной Терменом по заказу композитора Генри Кауэлла в 1931 году. Выставленная модель собрана уже в 1960-х, когда Термену в СССР буквально приходилось собирать детали на свалках — во всем аппарате я не нашел двух одинаковых гаек, при этом инструмент на редкость живучий и находится в рабочем состоянии. Также работают и доступны для эксперимента посетителям выставки замечательный терменвокс британского конструктора Энтони Хэнка, который в конце 1980-х безуспешно пытался начать производство терменвоксов, реконструкция RCA-терменвокса и последний «Терпситон», музыкальная платформа для танцоров, которую Термен построил в конце 1970-х для Лидии Кавиной. На базе этой платформы специально для выставки создана интерактивная инсталляция, доступная для игры посетителям.

    О невероятном инженерном даровании Льва Термена свидетельствует спектрометр, построенный им на коленке — буквально, из гвоздиков и шариковой ручки.

    Здесь можно видеть гармониум Льва Термена, который я рассчитываю в скором времени восстановить: это оригинальный психоакустический аппарат, позволяющий исследовать восприятие звука человеком. Его устройство таково, что каждая клавиша имеет свой генератор, свою настройку и свой динамик. Когда берешь аккорд, звуки смешиваются не в микшере инструмента, а прямо у слушателя в мозгу.

    О невероятном инженерном даровании Льва Термена свидетельствует спектрометр, построенный им на коленке — буквально, из гвоздиков и шариковой ручки. На выставке можно увидеть подлинники отчетов Термена, спектрограммы, а также тот самый генератор синусоидальных колебаний, который Термен использовал в своем спектрометре и многих других экспериментах.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 20245332
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202411011
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202413214
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202338697