Котлован с чудесами

Платоновский фестиваль продолжает удивлять

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_picture© Международный Платоновский фестиваль искусств

Спектакли со всего мира, музыканты первого уровня, умно отобранные выставки и книжки, дружелюбные опенэйры, толпы лучезарных волонтеров, четкая организация. Народ который год возвращается с Платоновского фестиваля в Воронеже с вытаращенными глазами. В этом году он проходит уже шестой раз, длится со 2 по 14 июня. Программа плотная, явно не рассчитанная на один тип публики, готовой съесть все. Например, в один и тот же вечер — «Носороги» Боба Уилсона из румынской Крайовы, Камерата амстердамского оркестра Консертгебау с Вагнером и Малером и лондонский винтажный джаз Алекса Мендхама. Все впервые в России. А еще Наум Клейман показывает свой фильм про Эйзенштейна, и стихи Федора Сваровского читают под музыку группы «радиоАвгуст».

Platonov Arts Festival — это 4 официальных направления (театр, музыка, выставки, литература), а в реальности — все, что только может быть, включая видеоарт, world music и contemporary dance. Плюс Платоновская премия в 1 миллион рублей; в этом году ее приезжает получать Александр Сокуров. Предыдущими ее лауреатами уже стали писатели Борис Екимов и Андрей Битов, режиссер Лев Додин, пианист Михаил Плетнев, художник-мультипликатор Александр Петров. Фестиваль максимально занимает город, все его театры, концертные залы и выставочные помещения, а также выплескивается на проспекты и площади с помощью уличных представлений и подключает совсем новые, нетрадиционные пространства: бывшее здание типографии газеты «Коммуна», в которой работал корреспондентом молодой воронежец Андрей Платонов, парк перед дворцом принцев Ольденбургских в пригороде Рамонь, пляж мелового карьера Белый колодец. В основном в программе привозное искусство (конечно, то или иное присутствие Платонова особо приветствуется), но свои силы — скажем, местные взрослый и молодежный оркестры — тоже задействованы.

Личный воронежский Медичи — губернатор Алексей Гордеев — уже получил год назад меценатскую «Маску». Но дело не только в наличии денег, но и в умении их потратить с умом и вкусом. За это отвечает худрук фестиваля, режиссер Михаил Бычков, и у него неплохо получается.

Ехать в Воронеж на Малера — это звучит еще удивительнее, чем ехать на Малера в Пермь.

Очевидно, что первым номером стоит театральная программа. Но и набор музыкантских имен, уже известных на фестивале, очень звонкий: Кремер, Третьяков, Башмет, квартет Бородина, Студия новой музыки, Хибла Герзмава, Миша Майский, Вадим Репин, Алина Ибрагимова, Юлиан Рахлин, ансамбль солистов Берлинской филармонии, РНО с Плетневым.

В этом году самым крупным музыкальным гостем стал ГАСО с Гинтарасом Ринкявичюсом за пультом; как раз сегодня они играют, в частности, сочинение своего нынешнего composer-in-residence Александра Вустина «Песня из романа Платонова». А в начале музыкальной программы фестиваля случились два вечера, каждый из которых был по-своему лихим, рискованным и труднопредставимым в более намоленных концертных пространствах.

Надо сказать, что местная публика открыта, внимательна и благодарна, хлопает всякий раз, когда понравилось, — то есть после каждой части. При этом в музыкальной программе нет ничего близкого Первому концерту Чайковского. Наоборот — полно такого, чего больше нигде не услышишь. Ехать в Воронеж на Малера — это звучит еще удивительнее, чем ехать на Малера в Пермь. Тем не менее Первая симфония Малера в переложении для 16 инструментов, сделанном в 2008 году Клаусом Зимоном (Klaus Simon), в исполнении солистов Королевского оркестра Консертгебау, отборных носителей малеровской традиции, оказалась одним из самых прекрасных впечатлений сезона.

Для мясистости Зимон добавил к имеющимся в партитуре инструментам рояль и аккордеон, все партии из оркестровых превратились в сольные. От этого симфония — вовсе не тень, а, наоборот, концентрат, все в ней видно как под лупой. В дополнение к Малеру была камерная версия вагнеровской «Зигфрид-идиллии». А за дирижерским пультом уверенно действовал гобоист Консертгебау Алексей Огринчук, серьезно осваивающий новую профессию.

© Международный Платоновский фестиваль искусств

Ровно такая же история с Максимом Рысановым. Изначально — прекрасный альтист, как и Огринчук — из первого поколения фестиваля «Возвращение». В последнее время взялся за дирижерскую карьеру, в Москве уже продирижировал РНО и возвращенческим ансамблем. Одно из его выступлений на Платоновском фестивале состоялось в рамках авторского концерта Беньямина Юсупова, успешного израильского композитора, выпускника Московской консерватории.

Юсупов пишет броскую, нахально-эклектичную, очень выгодную для исполнителей музыку с упором на густой, перебродивший минор. Неспециализированного слушателя она не отпугнет. Рысанов выступил в обоих своих амплуа. Он стоял за дирижерским пультом в тот момент, когда автор солировал в Фортепианном концерте. Затем они поменялись местами перед Молодежным симфоническим оркестром Воронежского концертного зала, бесстрашно сражающимся с новыми партитурами.

© Международный Платоновский фестиваль искусств

Главным блюдом программы был Viola Tango Rock Concerto, написанный в 2005 году для Максима Венгерова, увлекшегося в тот момент танго. Огромное сочинение содержит рóковую часть с ударной установкой и серьезной подзвучкой солирующего альта, а заканчивается танго с танцующей на авансцене знойной парой — причем в первоначальной версии Венгеров откладывал инструмент в сторону и сам брался за партнершу. Эффектный Концерт имеет успех у альтистов, даже не танцующих танго, — для участия в нем приглашают профессиональных спортсменов. В Воронеже это были чемпион России и Европы по аргентинскому танго Дмитрий Васин и Сагдиана Хамзина. Финальную часть Концерта пришлось бисировать.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243441
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20244921
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411766
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418345
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422520
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427836
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428499