В разлукеРазговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202465698
© Межрабпом-РусьВ «Музеоне» продолжаются показы программы «Эффект Кулешова» (переименованная «Киноозвучка» — немая советская классика с современным музыкальным сопровождением live). В эту среду, 10 августа, — «Девушка с коробкой» Бориса Барнета. Играет Егор Клочихин (Foresteppe).
Буржуа любят мягкие, удобные кресла, затейливые фарфоровые фигурки (Императорский фарфоровый завод), вкусные обеды и покой. Иногда — негромкую приятную музыку. Мягкие кресла ласкают их тела, а музыка нежит их уши. Но за окном — 20-е годы, красная Москва, бойкая, шумная и крикливая. Тут тебе не до мягких кресел. В двери ломится то домком, то фининспектор, а жители Подмосковья (и будущих окраин Москвы) уже прибыли на Казанский вокзал, готовясь нарушить мир уютного центра с его светлыми комнатами и чистыми парадными.
Борясь с уплотнением, мадам Ирэн и ее муж Поль фиктивно прописывают в столовой модистку Наташу Коростелеву. Позже Наташа фиктивно выходит замуж за Илью Снегирева — он приехал в Москву на учебу и временно ночует на вокзале. Некрасивая сцена, но поделать ничего нельзя. Нэпманы выносят вещи, а Илья раскладывает в бывшей столовой привезенные из провинции книжки. Доносы в домком не помогают. Но это только часть интриги. Есть еще Фогелев — влюбленный в Наташу железнодорожный кассир. А еще есть облигация государственного займа, которую Поль отдал Наташе вместо жалованья. Когда выяснится, что Наташа выиграла по облигации 25 тысяч рублей, все усложнится еще больше.
© Межрабпом-РусьЗадуманная как реклама облигаций госзайма, «Девушка с коробкой» оказалась первой советской лирической комедией. В этом фильме хорошо все. Пестрота сюжета как отражение пестроты эпохи. Выразительные мизансцены, которые Барнет предпочитает популярным в 20-е монтажным экспериментам. Актерская игра: достаточно упомянуть, что роль Наташи досталась Анне Стэн, главной звезде советского немого, впоследствии — конкурентке Греты Гарбо и, по мнению Мориса Шевалье, одной из самых стильных женщин Голливуда, а мадам Ирэн сыграла Серафима Бирман, будущая Ефросинья Старицкая.
А еще это просто очень смешно. Чего только стоит горничная, виртуозно балансирующая на стремянке, или солидные господа во фраках, торопливо выносящие мебель из занятой Ильей комнаты, — видение вполне в духе «Антракта» или «Андалузского пса». Однако сюрреализм «Девушки с коробкой» вызван самой реальностью первых лет советской власти. Подобное часто описывал Булгаков. Так, например, в «Московских сценах» герой прятал от домкома лишнюю комнату, завесив вход в нее ковром, а к ковру приставив этажерку.
Остроумная сатира на нэповскую Москву не превращается в карикатуру благодаря мягкости интонации. Режиссер любит каждого своего персонажа. Даже любовный многоугольник у Барнета выходит какой-то неправильный. И Илья, и Фогелев настолько симпатичны, что каждый из них заслуживает счастья с Наташей (в будущем подобную наглость смог себе позволить только Майкл Кёртис в «Касабланке», заставив Ильзу разрываться между Риком и Ласло).
© Межрабпом-РусьНаконец, «Девушка с коробкой» содержит в себе мотивы последующих шедевров Барнета. Советские буржуа, деловито выносящие праздничный стол, встретятся в «Доме на Трубной». Узнаваемые московские виды промелькнут в «Москве в октябре». Финальный союз всех добрых людей еще появится в «Окраине». А хрупкая девушка, живущая со своим дедом среди заснеженных пространств, вдруг вернется в «Ледоломе». Только тогда по покрытому снегом полю побежит уже не влюбленный железнодорожник, а испуганный председатель колхоза, да и ждать его будет не хорошенькая модистка, а тьма, вьюга и смерть.
Впрочем, это будет кино уже совсем другой эпохи. Пока же буржуа слушают музыку в своих мягких креслах, Наташа, Илья и Фогелев едут с Казанского вокзала, а облигации госзайма способны приносить своим владельцам целые состояния. До великого перелома два долгих года.
* * *
Foresteppe — это рыжеволосый вьюноша Егор Клочихин родом из небольшого города Бердск (недалеко от Новосибирска). В Сибири, как известно, и воздух чище, и пространства больше, и ритм жизни степеннее, и время другое, и лес гуще. Все эти обстоятельства очень хорошо слышны в музыке Егора. Если подбирать строгие жанровые категории, то здесь мы имеем дело скорее с фолком — свежим и самобытным. Музыка эта кажется очень хрупкой, сыграна она на крошечных инструментах: детских пианино, моторчиках, музыкальных шкатулках, губных гармошках, микрокассетах с полевыми записями из разных точек страны — Петрозаводска, Костромы, Калужской области и Красноярского края. Очень часто Егор аккомпанирует себе на акустической гитаре, зацикливает ее, создавая тем самым ритмические петли. Еще один важный эпитет для музыки Foresteppe — уют. Егор часто устраивает квартирники, на которых озвучивает диафильмы (по мотивам серии таких вечеров и был записан его альбом «Диафильмы», вышедший в прошлом году). Стоит добавить, что музыка Клочихина абсолютно природного происхождения — слушая ее, можно подумать, что автор если и выходит из густых сибирских лесов, то только для того, чтобы пройтись по бескрайним полям. Ну или посидеть на берегу широченной и чистой реки.
Поцелуй Санта-Клауса
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
11:29Принято решение о ликвидации «Эха Москвы»
2 марта 2022
18:26«Фабрика» предоставит площадку оставшимся без работы художникам и кураторам
Все новости
В разлукеМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202465698
В разлукеПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202463369
В разлукеТри дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202465495
В разлукеМария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202469956
В разлукеСоциолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202469915
В разлукеБыть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202471832
В разлукеКак возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202472728
В разлукеФилософ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202478867
В разлукеПроект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202477511
В разлукеИван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202461623
Colta Specials
Colta Specials