Два мела на голубой бумаге

Что и как смотреть на выставке французского рисунка в фонде In Artibus

4 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureЖан Огюст Доминик Энгр. Юпитер и Фетида. Акварель, усиленная белым, графитный карандаш© Предоставлено фондом In Artibus
    Жан Огюст Доминик Энгр. Юпитер и Фетида
    Елена Руденко, главный куратор фонда In Artibus

    Перед нами — композиционный эскиз для широко известной работы Энгра «Юпитер и Фетида» (Musée Granet Place, Aix-en-Provence), задуманной в конце 1806 года, когда художник приехал в Рим. Во Францию эта работа попала только в 1811 году. По прибытии в Париж живопись Энгра с ее необычным, стилизованным освещением, чувственной, но неестественной анатомией и драматизированной композицией вызвала ажиотаж и серьезно расстроила учителя Энгра, Жака-Луи Давида, который, увидев картину, заметил: «Я больше не знаю, как писать».

    Драматический фронтальный разворот фигуры Юпитера — вариант эффектной композиционной находки Энгра, примененной им в «Наполеоне на Императорском троне» (1806) (Musée de l'Armée, Paris), но в данном случае фокус внимания сосредоточен на контрасте между могучим божеством и преувеличенно утонченной нежной фигурой Фетиды. Это была новая задача художника, и долгий (пятилетний) срок работы над картиной свидетельствует о том, как напряженно работал Энгр над ее окончательным решением.

    Творческий процесс хорошо документирован серией набросков и примерно пятнадцатью этюдами, хранящимися в Музее Энгра в Монтобане, но ни один из этих рисунков не представляет окончательную композицию картины так репрезентативно, как настоящая работа. Рисунки Монтобана демонстрируют сосредоточенность художника на конкретных фигурах и позах, данный же рисунок представляет полное композиционное решение известной работы.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 202416637
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202415405
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202418679
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202424927
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202428881
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202434197
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202432837