17 сентября 2020ИскусствоГалерея
287

Что такое сублиматизм? Из истории объединения «Эрмитаж»

Кольта публикует материалы из Медиатеки ГЦСИ

текст: Владислава Гайдук
Detailed_pictureЗаписка участника обсуждения выставки Леониду Бажанову© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина

В 1992 году по инициативе Министерства культуры в России открылась первая государственная институция в области современного искусства — Государственный центр современного искусства (ГЦСИ). Спустя 10 лет внутри центра была создана Медиатека — отдел по сбору, систематизации, хранению и изучению документов по истории российского и мирового современного искусства. Медиатека ГЦСИ состоит из библиотеки (она насчитывает более 7000 единиц хранения) и научного архива, который включает две крупные коллекции — документов и аудиовизуальных материалов, в том числе архивные видео из истории неофициального искусства, фильмы о современных художниках и интервью, записанные сотрудниками Медиатеки.

После включения ГЦСИ в состав ГМИИ им. А.С. Пушкина (2019) начался процесс новой систематизации архива. Исследователи новейшего искусства подходят к необходимости высветить роль самого ГЦСИ и его выставок в художественной жизни последнего тридцатилетия и ввести в научный оборот недавно переданные в Медиатеку документы — например, архивы галереи Марата Гельмана и документы Центра современного искусства на Якиманке из собрания Леонида Бажанова. COLTA.RU присоединяется к этому процессу и публикует материал об истории творческого объединения «Эрмитаж» и связанные с ним документы эпохи. Автор текста Владислава Гайдук — ведущий специалист сектора «Медиатека» Отдела стратегии регионального развития ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Список художников для Музея современного искусства. Автограф Льва КропивницкогоСписок художников для Музея современного искусства. Автограф Льва Кропивницкого© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина

Любительское объединение «Эрмитаж» было создано Леонидом Бажановым в конце декабря 1986 года под патронатом московского сада «Эрмитаж», в честь которого и было названо. Организаторы объединения так определяли его задачи: «просвещение и эстетическое воспитание; объединение молодой творческой интеллигенции Москвы; организация художественных выставок молодых <…> художников; создание постоянной коллекции современного искусства, а в перспективе создание музея современного искусства» [1].

Эскизы интерьеров музея в здании Щукинской сцены. Автограф Михаила ХазановаЭскизы интерьеров музея в здании Щукинской сцены. Автограф Михаила Хазанова© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина

Первоначально под выставочный зал хотели переоборудовать большое помещение склада для декораций — Щукинскую сцену в саду «Эрмитаж». Архитектор Михаил Хазанов сделал эскизы нового пространства, но, к сожалению, эта идея так и не была воплощена. Через несколько месяцев объединению было предоставлено помещение бывшей детской библиотеки по адресу: ул. Профсоюзная, 100, недалеко от пустыря Беляево, где осенью 1974 года состоялась легендарная «Бульдозерная выставка».

Записка участника обсуждения выставки Леониду БажановуЗаписка участника обсуждения выставки Леониду Бажанову© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина

До обретения своего помещения «Эрмитаж» активно участвовал в различных мероприятиях на других площадках: выставка «Молодость страны» в Манеже, дискуссии в гостиной журнала «Юность» и в клубе общества «Знание». Знакомство публики с последними тенденциями современного европейского искусства и презентация нового творческого объединения — таковы были цели этой деятельности.

Фотографии открытия выставки «Визуальная художественная культура»Фотографии открытия выставки «Визуальная художественная культура»© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина

Всего за год «Эрмитаж» провел более десяти выставок: групповых — «Репрезентация», «Современная художественная культура», «Жилище», «Ретроспекция» и персональных — Ивана Чуйкова, Эдуарда Штейнберга, Павла Зальцмана и других. Участники объединения рассматривали свою деятельность как практическую лабораторию, преодолевающую цеховые границы. Почти к каждой выставке готовилась параллельная программа — сказывался успешный опыт организации культурной программы XVII Молодежной выставки МОСХа 1986 года, — а также проводилось открытое обсуждение выставки.

Планы выставки «Ретроспекция». Автограф (?) Леонида БажановаПланы выставки «Ретроспекция». Автограф (?) Леонида Бажанова© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина

Самой громкой стала трехчастная выставка «Ретроспекция творчества московских художников» («Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1987. Графика»; «Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1974. Живопись» и «Ретроспекция творчества московских художников. 1975–1987»), которая проводилась на двух площадках в Беляеве и в выставочном зале на Петровских Линиях. На ней было представлено развитие послевоенного неофициального искусства, присутствовали все творческие объединения и направления, сформировавшиеся в советском андеграунде. Главной претензией к организаторам стало участие в выставке Игоря Шелковского, Эрнста Неизвестного и Оскара Рабина. Не удалось отстоять только Оскара Рабина: его работы не были включены в основную экспозицию, их показали на вечере, посвященном Лианозовской группе. Выставка вызвала неоднозначные отклики в прессе, а после публикации статьи Л. Черненко в газете «Советская Россия» [2] руководство районного отдела культуры предприняло весьма оригинальную попытку закрыть выставку:

«На следующий же день в одной из комнат на экспозиции графики в выставочном зале Свердловского района с потолка струями толщиной в палец потекла вода. Авария отопительной системы. “Неизвестные лица” открыли в бойлерной <…> несколько вентилей и задвижек, которые были снабжены табличками “Не открывать”, так как в здании наверху шел ремонт. Работы не пострадали. Их удалось оперативно перенести во вторую комнату выставочного зала, где они были расставлены на полу вдоль стен» [3].

Фотография выставки «Ретроспекция»Фотография выставки «Ретроспекция»© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина

Выставку не закрыли, но она стала предметом обсуждения в Мосгорисполкоме. В декабре 1987 года, уже после ее окончания, секретариат Мосгорисполкома принял решение заменить организацию-учредителя «Эрмитажа» и впредь обеспечить координацию и контроль за содержанием всей выставочной работы в городе [4]. Это постановление сказалось на судьбе «Эрмитажа» самым печальным образом: не был продлен срок аренды зала на Профсоюзной, а руководство сада «Эрмитаж» начало препятствовать нормальному функционированию объединения. Была предпринята попытка сменить курирующую организацию, среди возможных вариантов рассматривались Союз кинематографистов СССР и Заочный народный университет искусств. В итоге новое пристанище «Эрмитаж», который теперь назывался Центр художественной культуры (ЦХК), обрел в Клубе путешествий в защиту мира и природы при Советском комитете защиты мира. ЦХК удалось в декабре 1988 года сделать выставку графики московских художников «Городу и миру» в ЦДХ; в мае—июне 1989 года — выставку живописи в Центральном доме кинематографистов; в июле 1989 года — выставку Гелы Зауташвили в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки. В 1990-е годы из-за отсутствия помещения и финансирования деятельность ЦХК сошла на нет.

Фотография вечера Лианозовской группыФотография вечера Лианозовской группы© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина

Любопытно, что в 1990 году в составе Центра современного искусства на Якиманке была создана галерея, унаследовавшая название и традиции творческого объединения «Эрмитаж» [5]. Ее директором стала Таисия Бондарева, а куратором — Евгения Горчакова. Акцент в галерее был сделан на выставки беспредметного искусства, прошли персональные выставки Руслана Гудиева (1990), Юрия Злотникова — «Пространство. Цвет. Импульс» (1991) и др.

Фотография вечера Юрия СоболеваФотография вечера Юрия Соболева© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина

Деятельность «Эрмитажа» важна не только для переосмысления русского послевоенного искусства, но и для истории развития институций современного искусства. Принципы, на которых была создана эта организация, стали основой для Центра современного искусства на Якиманке, а затем и для Государственного центра современного искусства. Художники — члены «Эрмитажа» — ныне признанные мэтры. Архив «Эрмитажа», переданный Леонидом Бажановым в ГЦСИ, — уникальное свидетельство процессов, запущенных в русском искусстве в эпоху перестройки. В архиве сохранились документы по организационной деятельности объединения, материалы подготовки выставок, переписка с различными официальными институциями, фотографии, пресса о выставках и о самом объединении. Среди документов можно отметить автограф Льва Кропивницкого, эскизы переустройства Щукинской сцены, выполненные Михаилом Хазановым, фотографии экспозиций «Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1974. Живопись» и «Ретроспекция творчества московских художников. 1975–1987», фотографии творческих вечеров Юрия Злотникова, Юрия Соболева и участников Лианозовской группы.

Приглашение на выставку Руслана Гудиева (Фонд ЦСИ на Якиманке)Приглашение на выставку Руслана Гудиева (Фонд ЦСИ на Якиманке)© Государственный музей изобразительный искусств имени А.С. Пушкина

[1] Научный архив ГЦСИ. Коллекция Бажанова. Творческое объединение «Эрмитаж». Оп. 1. Д.1. Л. 2.

[2] Копия статьи хранится: Научный архив ГЦСИ. Коллекция Л. Бажанова. Творческое объединение «Эрмитаж». Оп. 1. Д.47. Л. 1.

[3] [Л. Талочкин. Ретроспекция] // Другое искусство. Москва. 1956–1988. — М.: 2005. С. 380.

[4] ЦАОПИМ. Ф. П-4. Оп. 220. Д.1999. Л. 101.

[5] Пресс-релиз галереи «Эрмитаж» // Научный архив ГЦСИ. Коллекция Л. Бажанова. Центр современного искусства на Якиманке. Папка с документами галереи «Эрмитаж». Л. 2.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242911
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243749
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411340
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417915
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422095
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427400
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428118