
Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202416883С 12 по 24 мая в московском кинотеатре «Пионер» пройдет ретроспектива фильмов режиссера Веры Хитиловой (1929-2014), одного из лидеров чешской «новой волны» в кинематографе.
Расписание показов приводится на сайте «Пионера».
Уже первые работы Веры Хитиловой «Потолок» (1961) и «Мешок блох» (1962) привлекли внимание главных кинофестивалей, а дебютная полнометражная картина «О чем-то ином» (1963) получила Гран-при международного кинофестиваля в Мангейме.
После коллективного киноманифеста чешской «новой волны», альманаха «Жемчужинки на дне» (1965), в котором Хитилова участвовала с новеллой «Закусочная "Мир"», она сняла свой самый известный фильм — абсурдистский гротеск «Маргаритки» (1966). Картина подверглась жесткой критике властей, и после ввода в ЧССР войск стран Варшавского договора Хитилова получила запрет на профессию, успев, однако, завершить многослойную притчу «Райских деревьев вкушаем плоды» (1969).
В 1976 году Хитиловой удалось вернуться в кинематограф с фильмом «Ставка — яблоко», который получил «Серебряного Хьюго» на кинофестивале в Чикаго. Далее последовали социальная сатира «Панельная история, или Как рождается микрорайон» (1979), комедия абсурда «Стихийное бедствие» (1981), гротеск «Предвечерняя резвость фавна» (1983) и фантастический хоррор «Турбаза "Волчья"» (1986). Назревавшие в обществе перемены Хитилова точно ухватила в двух последних перед «бархатной революцией» картинах — политической аллегории «Шут и королева» (1987) и фильме-предупреждении «Копытом туда, копытом сюда» (1988).
Ретроспектива Веры Хитиловой в «Пионере» станет самой представительной среди всех, что до сих пор проводились в России. Она включает все игровые картины, снятые режиссером в период с 1960 по 1988 годы, а также ее наиболее яркие документальные фильмы — философское эссе «Прага — беспокойное сердце Европы» (1984), глубоко личную историю «Троя в метаморфозах времени» (2003) и уникальный фильм-портрет «Хитилова против Формана» (1981).
Очень подробно представлен ранний период творчества Хитиловой, включающий учебные работы и первый короткий метр и позволяющий проследить, как формировался ее режиссерский почерк. Показ курсовых работ — кафкианского этюда «Катавасия» и экспериментального репортажа «Зеленая улица» — не имеет прецедента в России. Эти редкие картины будут продемонстрированы на открытии ретроспективы, наряду с легендарным фильмом «Маргаритки», принесшим Хитиловой мировую известность.
Закроет ретроспективу документальная картина «Хитилова против Формана», снятая для бельгийского телевидения в 1981 году. С момента создания фильм демонстрировался всего несколько раз, и благодаря помощи продюсера Пьера Друо и Бельгийской королевской синематеки будет впервые показан в Москве. Специальный гость закрытия — Рената Литвинова.
Ретроспектива Веры Хитиловой в «Пионере» проводится при поддержке Чешского культурного центра и Эйзенштейн-центра
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202416883Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202415646Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202418909Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202425150Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202425790Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202428344Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202429093Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202434378Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202434418Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202432943