
Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20243912126 октября в Центре творческих индустрий «Фабрика» в параллельной программе 7-й Московской биеннале современного искусства откроется выставка «Метаморфоз» венгерского художника Артура ван Балена. Ее центральным объектом станет 15-метровая надувная гусеница, вдохновленная советской антифашистской скульптурой.
Как средство привлечения внимания масс надувные скульптуры начали использоваться в 1930-е годы — сначала в США, затем в СССР. В Америке «воздушные» Микки Маусы и слоники Джамбо стимулировали предновогодние продажи на Macy's Day Parade в Нью-Йорке, на советских парадах 7 ноября и первомайских демонстрациях надувные дрели и летающие портреты Сталина были призваны поднять патриотизм и трудовой энтузиазм масс. В 1934 году гигантская гусеница со свастикой на лбу парила в воздухе во время парада в честь победы Октябрьской революции на Красной площади.
Группа Tools for Action, основанная в 2012 году Артуром ван Баленом, нашла надувным скульптурам новое применение. Создаваемые группой «социальные скульптуры» — 12-метровый серебристый молот (Канкун, 2012), пила на Болотной площади (Москва, 2013), баррикада, построенная из десятков «воздушных» кирпичей (Дортмунд, 2016), — становятся символическим ключом к пониманию проблем современного общества.
Помимо надувной гусеницы, копии антифашистской скульптуры 1934 года в масштабе 1:3, на выставке «Метаморфоз» в ЦТИ «Фабрика» будет представлена документация уличных перформансов и интервенций, проведенных Tools for Action совместно с местными сообществами в Берлине, Будапеште, Париже, Дортмунде, Мехико, Нью-Йорке и других городах мира, а также архивное исследование ван Балена на тему использования надувных скульптур на парадах в 1930-х годах.
В серии научных статей авторы проекта пытаются наметить векторы «метаморфоза» современного общества, а также проследить эволюцию феномена надувных скульптур — от средства рекламы, пропаганды и манипуляции к инструменту DIY-активизма.
Выставка «Метаморфоз» продлится до 30 ноября, а 28 октября гусеницу ван Балена выпустят «на волю» в городском пространстве, чтобы задать прохожим вопрос, какой будет ее следующая стадия развития. Процессия начнется в 15:00 у главного входа в Новую Третьяковку.
Выставка проводится при поддержке Гёте-Института в Москве
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202439121Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202437070Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202439546Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202444825Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202445326Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202447637Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202448509Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202454149Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202453504Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202445996