
Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202416713Концепция развития Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) будет реализована до 2025 года. В результате музей станет максимально открытым для своих посетителей мировым центром русского искусства.
Об сообщила в интервью ТАСС директор ГТГ Зельфира Трегулова.
Год назад завершился конкурс на разработку концепции развития ГТГ, его выиграли британские компании Event Communications и AEA Consulting. В разработке программы развития музея участвовали его сотрудники, программа прошла экспертные обсуждения и была одобрена Министерством культуры и советом попечителей ГТГ.
«Очень важной ее частью является сочетание стратегии на десять лет с концепцией быстрых побед. Разработана подробнейшая дорожная карта реализации всех тех инициатив и проектов, которые там предлагаются, с точным указанием по срокам, по человеческим и финансовым ресурсам — можно ли это сделать за счет ежегодного бюджета музея, за счет привлеченных средств, или же потребуются капитальные бюджетные вложения», — рассказала Трегулова.
Сейчас самыми популярными площадками ГТГ являются здание в Лаврушинском переулке, где экспонируется историческая коллекция — от древнерусской живописи и до произведений XIX века, и здание на Крымском Валу с экспозицией искусства XX–XXI веков. Расположенные в разных частях Москвы дома-музеи художников посещают значительно реже.
Один из ключевых принципов программы развития — объединение всех площадок ГТГ в единый организм, при этом каждой из них будет отведена своя роль: музей-мастерская Анны Голубкиной станет Центром скульптуры, дом-музей Виктора Васнецова — Центром художественного и декоративного творчества, музей-квартира его брата Аполлинария Васнецова — Центром москвоведения, музей Павла Корина будет отреставрирован и сохранит уникальную атмосферу дома-мастерской.
Купеческий дом вблизи храма святого Николая в Голутвине, где родился основатель ГТГ Павел Третьяков, после реставрации станет мемориальным домом-музеем братьев Третьяковых и Клубом коллекционеров. По словам Трегуловой, он может быть открыт уже к 2018 году.
Музейный комплекс в Лаврушинском переулке дополнит новое здание для временных выставок, туда переведут часть реставрационных мастерских из депозитария. Кроме того, рассказала директор ГТГ, в этом здании, которое планируется устроить открытый для посещения по записи графический кабинет, оборудовать «большие пространства и для образовательных программ, и для отдыха, и для кафе с магазинами».
После окончания строительства нового здания в 2020 году в Инженерном корпусе откроется Образовательный центр, откуда будут координироваться программы на всех музейных площадках. В 2022 году там появятся различные учебные помещения — от художественных мастерских до медиалабораторий.
На конечном этапе реализации концепции планируется объединение зданий депозитария, отдела рукописей и архива в Центр изучения коллекции, где над созданием новых трудов по искусствознанию будут работать как сотрудники музея, так и специалисты со всего мира.
В теплое время года в обновленном общественном пространстве в Лаврушинском переулке будут проводиться музейные фестивали и концерты. «Мы планируем открыть и благоустроить большую часть дворов, чтобы весь этот квартал, который вечером становится мертвой зоной, зажил новой жизнью», — сообщила Трегулова.
Идея выхода в город будет реализована и на Крымском Валу. Она принадлежит архитектору Рэму Колхасу, который может принять участие в реализации архитектурной концепции развития ГТГ вместе с одним из российских бюро.
Проектные работы, касающиеся основных зданий ГТГ, должны быть завершены к 2022 году, строительство будет вестись в 2023–2024 годах, причем музей останется открытым для посетителей.
«Реконструкция коснется инфраструктуры Лаврушинского переулка, той входной зоны, которая сейчас у нас не дотягивает до нужного высокого уровня. Мы ставим задачей большую ротацию экспозиции, внесение в нее свежей кураторской мысли. Что не затронет основные залы, по которым идет мощный туристический поток, это можно делать в залах рядом», — рассказала директор ГТГ.
Окончание реконструкции здания на Крымском Валу запланировано на 2023 год. Там посетители смогут попасть в залы открытого хранения и подробно познакомиться с творчеством отдельных художников.
«Те задачи, которые мы ставили перед собой и нашими консультантами, работая над концепцией, - это стать ведущим музеем русского искусства в Москве, в России и мире. — сказала Трегулова. — Поэтому, конечно, необходимо привести уровень нашей работы в соответствие с уровнем коллекции, с современными требованиями, которые каждый музей должен выполнять. Сегодня больше, чем раньше, когда музей целиком существовал на бюджетные средства, его будущее — в руках тех людей, которые в нем работают».
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202416713Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202415486Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202418757Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202425000Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202425645Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202428197Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202428951Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202434222Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202434268Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202432884