
Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202417556По требованию Росимущества Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева передаст храм Покрова в Филях Русской православной церкви (РПЦ).
Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на директора музея Михаила Миндлина.
«Решение о передаче принято. Должен будет между нами быть заключен официально договор, после этого произойдет формальная передача. Мы должны это сделать в самое ближайшее время», — рассказал Миндлин.
Бывший директор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин был назначен директором Музея имени Андрея Рублева в конце мая, вскоре после того, как министр культуры Владимир Мединский объявил о слиянии ГЦСИ с Государственным музейно-выставочным центром РОСИЗО.
По словам Миндлина, приступив в конце июня к выполнению обязанностей директора, он узнал, что здание церкви не было юридически оформлено, в связи с чем РПЦ подала заявку в Росимущество.
После этого было принято решение обратиться в Министерство культуры, чтобы, пояснил Миндлин, вынести все вопросы о сохранении памятника как единого архитектурно-художественного ансамбля на научно-методический совет Министерства культуры РФ и одновременно с просьбой на период решения всех проблем временно приостановить передачу здания Церкви до принятия решений о том, как, что и когда делать».
Первоначально руководство Минкульта направило комиссию методического совета реставрации памятников, которая должна была определить список необходимых исследований для принятия решения, но Росимущество отказалось отложить передачу.
Церковь Покрова в Филях, подчеркнул Миндлин, — «это шедевр общенационального, общероссийского значения, уникальный памятник нарышкинского барроко, храм и иконостас — лучшие образцы конца XVII века».
Директор музея считает, что передача храма РПЦ негативно отразится на сохранности здания и его убранства, поэтому ведущие специалисты в области русского искусства и архитектуры составляют перечень условий, которые будут выдвинуты РПЦ при передачи здания.
Миндлин также рассказал, что рассматривался вариант вывоза убранства храма для сохранности, но для этого у музея нет средств и помещений, где иконы могли бы храниться. «Поэтому есть единственный вариант — заключить договор, а специалисты должны определить условия этого договора», — сказал директор.
Церковь Покрова в Филях была построена в 1690–1694 годах на средства боярина Льва Нарышкина, брата царицы Натальи Кирилловны. Иконостас, многие иконы, настенная роспись храма относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.
В 1941 году храм был закрыт, до 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, — как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 1980-х годов. В 1971 году храм был передан Музею имени Андрея Рублева.
Верующие с 1990 года добивались открытия храма для богослужения. В нижнем Покровском храме, не представляющем особой художественной ценности, первое богослужение было совершено в 1992 году. Верхний храм остался музеем. В 2000 году правительство издало распоряжение о совместном использовании храма, после чего в нижнем храме возобновились регулярные богослужения.
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
15:17Российские документалисты выступили с антивоенным письмом
14:53Из фонда V-A-C уходит художественный директор Франческо Манакорда
13:57Из России уезжает главред Republic Дмитрий Колезев
12:33Уволился замдиректора Пушкинского музея
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 202417556Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202416286Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202419539Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202425765Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202426390Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202428929Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202429683Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202435003Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202435009Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202433216