3 августа 2016Colta SpecialsСтереоскоп
62

Стереоскоп: турецкий гамбит

Журналисты Литвы, Германии, Украины и Армении о событиях в Турции

 
Detailed_picture© Getty Images

COLTA.RU в содружестве с журналистским союзом n-ost и сайтом telekritika.ua продолжает новый проект «Стереоскоп», задача которого — предоставить слово журналистам из России, Украины и стран Евросоюза, людям разных взглядов и представителям разных лагерей.

Литва
Украина
Армения
Германия


Витаутас Бруверис / Литва

Пиррова победа для Султана, чистая победа корпорации «Хаос»

K списку

В ЕС только что произошел Brexit, а сейчас в НАТО мы наблюдаем нешуточный Turkspoil, «Турецкий провал». Станет ли он Turkfall, «Турецким обвалом»? Как бы ни развивались события, уже ясно, что будет все больше хаоса и крови: в самой Турции, в соседних регионах — и, конечно, в Европе, причем не только Западной, но и Восточной.

Сперва о главном: с одной стороны, режим Р.Т. Эрдогана будет относительно быстро упрочен благодаря провалившемуся путчу. Эрдоган воспользуется произошедшим, чтобы сделать режим еще более радикальным, исламистским, жестоким и репрессивным.

С другой же стороны, мы, несомненно, увидим в действии великий парадокс всех авторитарных и диктаторских режимов: чем более безжалостными, жестокими и сильными они становятся, тем больше они вырождаются, тем больше конфликтов и разрушительной энергии они производят. В итоге эта отрицательная энергия и убивает такие режимы, взрывая или удушая их, — это лишь вопрос времени.

Так произойдет и с режимом в Турции; это стало понятно уже давно. Сейчас же события разворачиваются стремительно. Применительно к Турции «гражданская война» — это еще скорее метафора, чем описание реальности. Но вскоре обратное станет верным. Реальность уже была бы такова, увенчайся переворот успехом.

Запад — и США, и Европа — стоит перед большим испытанием. Переговоры о вступлении Турции в ЕС сейчас заморожены, и вскоре возникнет вопрос, должны ли эти переговоры наконец быть завершены. В ситуации же, когда Турция быстро скатывается к откровенной исламской диктатуре, возникнут и вопросы о членстве Турции в НАТО.

Как всегда, Р.Т. Эрдоган будет шантажировать Запад: «только попробуйте обойтись без меня — я лишу вас доступа к авиабазам, которые вы используете для ведения войн против террористов, и сниму препятствия для мигрантов, чтобы те снова наводнили Европу».

Запад будет поддаваться на этот шантаж, пока не станет абсолютно ясно, что поддержка турецкого режима — не решение.

Кроме того, Турция станет объектом все более агрессивных атак тех, кто желает вызвать как можно больший хаос в самой Турции и во всем регионе и при этом как можно сильнее настроить Турцию против Запада.

Здесь я прежде всего говорю о глобальных террористах, «корпорации “Хаос”», и их сторонниках — например, других диктатурах региона, Иране и режиме Башара аль-Асада. И, конечно, о России, которая будет вести двойную игру.

Кремль будет и дальше поддерживать режим Р.Т. Эрдогана. Это естественно и абсолютно понятно. Всякая диктатура по самой своей природе является союзницей других диктатур. Применительно к России же те, кто правит в Кремле, рассматривают военные перевороты как наихудший — и одновременно один из наиболее возможных — сценарий.

Но это не значит, что Кремль оставит свои усилия по дестабилизации и радикализации Турции, да и всего региона. Конечная цель диктаторского режима в России — дестабилизировать и ослабить Запад и Европу. Кремль продолжит прилагать усилия, чтобы поддерживать режим в Турции и способствовать его радикализации, с одной стороны, и подливать масла в огонь, сжимающийся кольцом вокруг Турции. В особенности потому, что ситуация в Турции — это прекрасная возможность для дестабилизации НАТО, главнейшего среди врагов Кремля.

В итоге: больше военных действий в Турции и вокруг Турции, больше беженцев и терактов в Европе. Больше радикализации и дестабилизации общества в Европе. А для России — больше пространства для ее глобальной игры и больше свободы, чтобы вести ключевую для России войну: конфликт в Украине.

Иван Яковина / Украина

Турецкий урок для Киева

K списку

Прошлогоднее резкое охлаждение отношений между Москвой и Анкарой, вызванное уничтожением российского бомбардировщика, в одночасье сделало Украину и Турцию едва ли не лучшими друзьями. В Киеве с восторгом слушали грозные заявления Реджепа Тайипа Эрдогана в адрес Владимира Путина. Забыв их недавнюю дружбу, многие украинские политики и эксперты всерьез надеялись на тесное экономическое, военное и политическое сотрудничество с Анкарой, а также на ее помощь в деоккупации Крыма. То, что все более авторитарный Эрдоган уже тогда не вполне разделял европейские ценности, объявленные Киевом своими, мало кого смущало.

Сейчас украинские лидеры переживают момент отрезвления. Первым сигналом стало потепление российско-турецких отношений, начавшееся еще до неудавшегося военного переворота. Сейчас же Киев наблюдает за потоком новостей из Турции с растущим разочарованием, переходящим в оцепенение и шок. Последние действия Эрдогана во внутренней и (особенно) внешней политике демонстрируют, что с авторитарной путинской Россией у него намного больше общего, нежели со стремящейся в Европу Украиной.

После введения режима чрезвычайного положения и комендантского часа, отмены свободы слова и собраний Турция окончательно стала исламским аналогом современной РФ. В обеих странах присутствуют и гипертрофированная роль «великого лидера», и смертельная обида на «вечно поучающий» Запад, и страх перед многочисленными «теориями заговора», и жажда «возродить былое величие», и презрение к «слабости» европейских демократий, которые можно и нужно шантажировать разными способами. Опорой обоих режимов стали подконтрольный репрессивный аппарат, контролируемые СМИ и малообразованное агрессивное большинство.

Неудивительно, что режимы-близнецы смотрят друг на друга с возрастающей симпатией. В Анкаре сообщают, что пилот, сбивший российский Су-24, «был в числе заговорщиков», а решение выпустить ракету он «принимал самостоятельно». Кремль отвечает полной взаимностью, с энтузиазмом поддерживая подавление оппозиции и массовые чистки в Турции.

Одновременно с этим идет быстрое ухудшение отношений Анкары с западными столицами. В Турции приостановлено действие Европейской конвенции по правам человека, ее власти обещают ввести смертную казнь и намекают на «руку Вашингтона» в подготовке и проведении путча.

Для Москвы эти заявления звучат музыкой. В Киеве же они вызывают оторопь. Украинские лидеры не могут поверить, что лишь недавно называли лучшим другом человека, который в своих выступлениях клеймит «козни Запада», извиняется перед Владимиром Путиным и надеется на сотрудничество с ним.

Эта ситуация должна стать уроком для Киева: ценности имеют значение. Настоящая, а не конъюнктурная дружба между Украиной и Турцией сейчас невозможна, так как эти страны избрали разные цивилизационные модели развития. Если первая с трудом идет в направлении западной демократии, то вторая уже превратилась в восточную деспотию.

Впрочем, все еще может измениться, но лишь при одном условии: либо Турция должна вернуться к европейскому пути развития, либо Украина — вернуться в список авторитарных и коррумпированных стран.

Юрий Манвелян / Армения

Россия и Турция. При чем тут Армения?

K списку

Влияние сближения России с Турцией на Армению неочевидно — равно как и ухудшения отношений этих стран. Внешний курс Еревана никак и никогда не идет вразрез с интересами Москвы. РФ выстраивает свои отношения без оглядки на газпромозависимую и закрытую со стороны Турции и Азербайджана Армению — страну с единственной в регионе российской военной базой. Армения в международных организациях всегда голосует в пользу России — будь то резолюции по аннексии Крыма или возвращению грузинских беженцев в Абхазию и Южную Осетию.

Две главные темы армянской внешней политики — геноцид в Османской империи и Карабах — в устах официальных лиц Еревана носят скорее декларативный характер. Весомые страны поднимают и опускают их в зависимости от отношений с Анкарой и Баку. Для стран Евросоюза официальное признание геноцида армян — эффективный метод, позволяющий показать Турции ее европейскую несостоятельность. Москва также переняла этот опыт и после обид на Анкару тоже стала вспоминать о трагедии вековой давности, причем на разных уровнях — Госдума, телеэфир, экспертное сообщество... А президент Путин даже приехал в Ереван на столетнюю годовщину геноцида.

Анкара, в свою очередь, может, например, ответить нарушением воздушного пространства Армении и выражает полную поддержку Азербайджану в карабахском вопросе. Впрочем, в последнем тягаться с Москвой будет сложно: Россия — главный поставщик вооружений азербайджанским ВС.

В Армении же на уровне представителей руководства страны, экспертов и журналистов начинают радоваться и находить доказательства целесообразности «вековой» дружбы с Россией и обоснования ненависти к туркам.

На границе с Турцией и Ираном стоят российские пограничники, на линии соприкосновения с Азербайджаном стреляют — там россиян нет. Линия жизни проходит через Грузию, страну, в отношениях с которой Ереван, пожалуй, способен вести наиболее самостоятельную политику. Например, в 2008-м Еревану удалось предотвратить участие гюмрийской базы РФ в военных операциях против Грузии. Хотя в последующие годы Москва намекала, что в следующий раз, когда это понадобится, Армению не спросят.

Важнейшим позитивным изменением для населения Армении может стать разблокирование страны, но открытие границы с Турцией делает бессмысленным военное присутствие России, а разрешение проблем с Азербайджаном лишает Москву рычага давления на Баку. Ни на то, ни на другое динамика российско-турецких отношений не влияет.

Джемма Пёрцген / Германия

Царь Путин и султан Эрдоган

K списку

Все, что происходит в Турции, быстро находит свое отражение и в турецкой общине Германии. Почти три миллиона человек в Германии имеют турецкое происхождение, они уже давно — такая же часть немецкой идентичности, как дёнер или футболист Месут Озиль. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после путча, подавленного в Турции, в Германии растут опасения насчет того, что турецкий внутриполитический конфликт может перенестись на немецкие улицы.

Из многих городов Германии уже поступают сообщения о нападениях и выбитых стеклах. Немецкий руководитель движения исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган считает ответственным за попытку путча, по собственным словам, даже получал угрозы убийства.

После введения чрезвычайного положения в Турции усиливается и критика немецких политиков непосредственно в адрес президента Реджепа Эрдогана. Председатель партии «зеленых» Джем Оздемир, который сам имеет турецкие корни, даже потребовал прекратить переговоры о вступлении Турции в Евросоюз. С самого начала переговорного процесса в 2005 году Германия сильно поддерживает стремление Турции пополнить ряды ЕС. Весеннее соглашение о перераспределении беженцев даже вновь направило переговорный процесс в позитивное русло. Однако на фоне последних событий в Анкаре неясно, сдержит ли турецкое правительство свое обещание обменяться беженцами с ЕС.

«Возможен ли теперь пакт Эрдогана—Путина?» — спрашивает в эти дни самая большая немецкая газета Bild, которая как нельзя более точно иллюстрирует беспокойство некоторых немецких политиков, что Турция вместе со своей радикальной переменой курса отдалится от ЕС и переориентируется в направлении Москвы. «Несмотря на всю справедливую критику Эрдогана, нам нужно следить за тем, чтобы мы не потеряли Турцию как партнера по НАТО», — говорит Нильс Аннен, эксперт СДПГ по внешней политике. «Выход из НАТО имел бы непредсказуемые последствия, в том числе и для нашей безопасности», — подчеркнул он.

На удивление быстрое сближение Анкары и Москвы на фоне все еще свежего конфликта еще несколько недель назад вызывало заметное удивление в Берлине. Но специалисты, как, например, Михаэль Хоровиц, эксперт по Ближнему Востоку, рассказали Bild, что Эрдоган никак не отклонился от курса на поддержку противников Асада. Таким образом, в Сирии Турция ведет политику, которая не соответствует интересам российского правительства, ведь оно поддерживает президента Башара аль-Асада. И все же сходство между «царем Путиным» и «султаном Эрдоганом» бросается в глаза не только немецким СМИ.

Другие материалы проекта можно прочитать здесь.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 20246424
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202411976
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202417334
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202419268