10 июня 2015Кино
8853

Земля Кошачьего Локотка

«Кинотавр», открытие первое: краткий курс советского авангарда в «Ангелах революции» Алексея Федорченко

текст: Камила Мамадназарбекова
Detailed_picture© Кинокомпания «29 февраля»

Первое открытие «Кинотавра» — «Ангелы революции» Алексея Федорченко, интертекстуальная историческая буффонада о восстании малых сибирских народов против Советской власти. Камила Мамадназарбекова проводит параллели между фабулой фильма и историей русского модернизма.

Играя в домашнем спектакле про индейцев по прозе Фенимора Купера, дочь крымских сырозаводчиков Полина Шнейдер распугала всю семью бутафорским пистолетом. Сам спектакль проходил в атмосфере раннего творчества сына золотопромышленников Алексеевых, более известного как Константин Сергеевич Станиславский. Став барышней, Полина (Дарья Екамасова) надела кожаное пальто и взяла в руки маузер — и стала Полиной-Революцией. Ее соратники — композитор, кинорежиссер, фотограф, архитектор и театральный постановщик — повторяют время от времени матросскую частушку: «Полюбили мы Полину, сердце бьется об штанину». Но комиссарское тело — лишь предмет любования и источник вдохновения. Еще в «Небесных женах луговых мари» Дарья Екамасова обнаружила не только архаическую сексуальность, но и комический дар. В новой картине Федорченко она — икона феминизма 30-х гг., сердце тьмы и огонь новой зари.

Сменяющие друг друга эпизоды названы именами ангелов-революционеров. Товарищ Иван сочиняет музыку будущего на терменвоксе. Товарищ Петр снимает кино будущего про летающих собак и дирижабли; один из его фильмов очень похож на мексиканские съемки Эйзенштейна. Хантыйскому народу нужна культура, уверен он, только искусством можно приучить их к советской власти. Товарищ Захар превращается из порнографа Серебряного века в полевого корреспондента. А товарищ Николай создает функциональные архитектурные сооружения, пропагандирует «огненные похороны»: раньше кремация была доступна только самым привилегированным членам общества, но советская власть дарит каждому такую возможность. Есть еще товарищ Смирнов, его спектакль «Наташины расчески» на стадии прогона в костюмах прерывает сотрудница НКВД сообщением об аресте всех артистов Московского латышского театра.

© Кинокомпания «29 февраля»

Мелодия «Liepu Laipa», как и расстрел театральной труппы на полигоне в Коммунарке, принадлежит истории. Фильм Федорченко при всем своем, так скажем, авторском видении хантыйского быта 1930-х основан на реальных событиях, фотографиях и биографиях. В революционном композиторе узнается, например, Арсений Авраменко, теоретик конкретной музыки и автор «Симфонии гудков». А самые фантастические истории вроде установки памятника Иуде Искариоту на монастырском погосте можно найти в газетах и мемуарах. В фильме они пересказаны языком наивного театра и смонтированы чередой аттракционов. Федорченко разыгрывает историю авангарда, как его персонажи — самоедский эпос: примеряя на себя костюмы героев и богов, танцуя в их храме. Лежащие в основе фильма рассказы Дениса Осокина прошиты материалами о Казымском восстании — вооруженном сопротивлении малых народов устья Оби коллективизации, раскулачиванию и пропагандистской работе местной культбазы. Советская власть предлагает аборигенам школу, больницу, роддом и ветеринарный пункт, выставку супрематической живописи и полет на воздушном шаре. Но в трудной ситуации здесь принято обращаться не к комиссару, а к шаманам и родовой знати. Революция — скажем ей «да», но разве Казымской богине скажем мы «нет»?

«Ангелы» открываются пьесой про енотиков. Ненецкие дети ставят ее в школе, когда их с ружьями разбирают по домам матери в национальных костюмах. Лица современной российской сцены присутствуют в фильме, начиная с теоретика театра малых городов и постоянного редактора Федорченко Олега Лоевского — он соавтор сценария. Композитора, который не хочет писать музыку маузером, играет премьер «Коляда-театра» Олег Ягодин. В костюме ангела мелькает драматург Ярослава Пулинович. Карательная операция показана с помощью марионеток, а в финале агитпроп неожиданно сменяется прописанным и мизансценированным документальным эпизодом в духе «Театра.doc».

© Кинокомпания «29 февраля»

Фильм Федорченко вполне можно смотреть как экранизацию истории русского театра XX века: на смену заумному проекту приходит идеологический и концептуальный. Только у Федорченко модернизм не разбивается о монументальность тоталитарного искусства, а растворяется в пространстве и во времени. В классическом вестерне аутентичным индейцам противостоят кровожадные бандиты или несущие цивилизацию шериф и доктор (как вариант — священник). У Федорченко вековой порядок Земли Кошачьего Локотка нарушают не гэбисты, а художники. Их идеализм радикальнее, а полет выше — как проекция фильма на облако дыма от костра.

Понравился материал? Помоги сайту!

Подписывайтесь на наши обновления

Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней

Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

RSS-поток новостей COLTA.RU

Сегодня на сайте
Не ной!Современная музыка
Не ной! 

Параллельно акциям протеста в Беларуси проходит «партизанский» музыкальный фестиваль «Неноев ковчег» — в лесной глуши и посреди озера, но за ним можно следить в онлайн-трансляции. Зачем он нужен? Репортаж Людмилы Погодиной

28 сентября 20201619
И-и 35 раз!..Современная музыка
И-и 35 раз!.. 

Видным московским рок-авангардистам «Вежливому отказу» исполняется 35 лет. Григорий Дурново задается вопросом: а рок ли это? Русский рок? Что это вообще такое?

24 сентября 20204253
Видели НочьСовременная музыка
Видели Ночь 

На фоне сплетен о втором локдауне в Екатеринбурге провели Ural Music Night — городской фестиваль, который посетили 170 тысяч зрителей. Денис Бояринов — о том, как на Урале побеждают пандемию

23 сентября 20203881
«Мужчины должны учиться друг у друга, а не у кого-то извне, кто говорил бы, как следует себя вести»Общество
«Мужчины должны учиться друг у друга, а не у кого-то извне, кто говорил бы, как следует себя вести» 

Зачем в Швеции организовали проект #guytalk, состоящий из встреч в мужской компании, какую роль в жизни мужчины играет порно и почему мальчики должны уже смело разрешить себе плакать

23 сентября 20207222
СВР: смена имиджаЛитература
СВР: смена имиджа 

Глава из новой книги Андрея Солдатова и Ирины Бороган «Свои среди чужих. Политические эмигранты и Кремль»

22 сентября 20204486