Арсеньев, Клюшников, Суслова, Куртов, Горяинов о побеге из институций, поиске знания и образовании

COLTA.RU заглядывает в новую лабораторию журнала «[Транслит]»

4 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Олег Горяинов
    1. Знание

    Так как для меня по-прежнему существенную роль играют выводы, к которым пришла критика институций, например, в работах П. Бурдьё и Х. Хааке, то моя позиция в отношении (особенно крупных) формаций всегда питалась скепсисом и подозрением. Отталкиваясь от собственного опыта, в рамках которого процесс образования и формирования интересов во многом проходил вне институций и сообществ и направлялся логикой (преимущественно случайных) встреч, я вижу образовательные и культурные площадки местом неизбежных компромиссов. При этом мою настороженность вызывает не только связь деятельности любой институции с финансовыми условиями ее существования, но и угроза формализации как таковой. Мой формат общения с полем науки и культуры был задан, как я ретроспективно это сейчас понимаю, логикой фланера: случайные маршруты и расходящиеся тропы оказывались впоследствии местами, где разворачивались образующие (для) меня события.

    Основными источниками знания становились форматы, далекие от официальных и(ли) крупных институций. Например, я никогда не был регулярным читателем «ХЖ» или «НЛО», обращаясь к ним от случая к случаю, но постоянно следил за обновлениями отдельных страниц в «Живом журнале» (во времена его активности) или, например, сайта «Censura. Политика концепта».

    Ключевую роль в интеллектуальном становлении сыграли такие ресурсы, как Karagarga и Libgen, которые оказались не только беспрецедентными онлайн-библиотеками, но и площадками, оказывавшими влияние на навигацию по неизвестным именам и названиям.

    Хотя описанная ситуация относится, скорее, ко второй половине нулевых, представляется, что актуальное положение вещей содержит похожие угрозы. Более того, вероятно, они стали лишь более очевидны. В условиях увеличения числа образовательных и культурных институций, их капитализации, их все большей ориентации на онлайн-площадки и активное взаимодействие с аудиторией ситуаций случайных встреч, незапрограммированных маршрутов, свободных от принуждения к результатам и показателям практик письма становится еще меньше.

    2. Ускользание

    Не история, а, скорее, хронология моих институциональных (не)миграций довольно короткая: с 2005 по 2019 год основным местом работы были самарские вузы (с одним из которых я был связан с 1999 года — сначала как студент и аспирант, а потом как преподаватель), а последний год это местный музей. В этом маршруте не было бегства или разрывов, а было параллельное сосуществование двух форматов — официального статуса внутри образовательных (а теперь и культурных) институций и деятельности, которая в малой степени или почти никак не была связана с таким статусом.

    Такой раскол начал оформляться еще в аспирантские годы (2005–2008), когда мой интерес стал смещаться от юридической науки (диссертация была посвящена истории политико-правовой мысли Нового времени) в сторону сразу нескольких направлений: истории и теории кино, модернистской литературы и современной философии. Поначалу, не имея возможности сочетать эти направления (лишь в середине 2010-х у меня появилась возможность работать со студенческой аудиторией философов и филологов, что интенсифицировало научную деятельность), приходилось вести «двойную жизнь». Поэтому из предложенных в вопросе стратегий сдвигов, наверное, моему случаю больше всего подходит «ускользание»: сохраняя определенную академическую позицию, я перенаправлял существенную часть своей активности в те форматы, институциональный статус которых определялся только символическим капиталом. Так, с 2010 года я оказался связан с онлайн-журналом о кино Cineticle, а с 2015 года — с альманахом «[Транслит]».

    Примечательно, что сотрудничество в обоих случаях началось с виртуального, а не личного общения с создателями/инициаторами этих проектов (через «Живой журнал» и Фейсбук соответственно), что полностью соответствовало моим представлениям об антиинституции: сотрудничество и сообщество были спровоцированы текстами, через которые мы знакомились друг с другом. Такое общение было практически лишено личных факторов (в эпоху «Живого журнала» мы не всегда знали имена своих собеседников), позволяя сосредоточиться на письме, его определенном формате и тематической направленности.

    Виртуальная дистанция в моем случае была связана с условиями научно-культурной жизни в провинции, в которых я находил для себя позитивный эффект: так как я испытываю дискомфорт от быстрых коммуникаций и насыщенной событийности, то сотрудничество на дистанции — как пространственной, так и временной — меня полностью устраивает. Все прочие коллаборации рождались во многом из антиинституционального порыва: выступая как лектор или автор статей, я стремился сохранить статус «гостя» в рамках той или иной институции. Пожалуй, такой компромисс — быть внутри и снаружи одновременно — мне видится наиболее подходящей для меня формой работы в этом пространстве.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242855
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243706
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411298
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417877
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422062
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427370
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428084