16 октября 2017Академическая музыка
34060

Вместе весело шагать

Четвертая «Евразия» прошла под девизом «Путь»

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_pictureРоберта Инверницци и «Accademia Hermans»© «Евразия»

Фестиваль Свердловской филармонии «Евразия» закончился обязательной мировой премьерой. На этот раз новую партитуру для Уральского оркестра написал авторитетный итальянец, куратор музыкальной секции Венецианской биеннале Иван Феделе. Он ожидаемо изумился сноровке, с которой музыканты из далекого города на границе Европы и Азии справились с виртуозными сонористическими задачами его сочинения под названием «UR», и радостно обещал приехать в Екатеринбург снова.

Иван Феделе© «Евразия»

Худрук фестиваля — дирижер Дмитрий Лисс сумел разъяснить эту музыку не только своим оркестрантам на репетициях, но и публике перед премьерой. После его вступительного слова было легче ее если не понять, то послушать с уважением и вниманием, а мои разговорчивые соседи сзади даже громким шепотом обнаружили в пассажах перкуссионистов «звуки наших северных народов».

Дмитрий Лисс© «Евразия»

Раритет английского классика Ральфа Воан-Уильямса «К неизведанным землям» на стихи Уолта Уитмена (с участием хора Свердловской филармонии) и отлично исполненный Второй концерт Брамса (с немецким пианистом Герхардом Оппитцем) доукомплектовали финальную программу и продемонстрировали оркестровую стать со всех сторон.

Однако восемь дней фестиваля — это куда более широкий взгляд на музыкальный мир. Китайская пипа, солирующие диджеи, ансамбль шейха Хамеда Дауда и кружащиеся дервиши Дамаска (после которых 32 фуэте кажутся полной ерундой), генделевские арии итальянской сопрано Роберты Инверницци в сопровождении жильных струн, венгерский авангардист Дьёрдь Лигети раннего, соцреалистического, периода в исполнении чудесного Мюнхенского камерного оркестра с Клеменсом Шульдтом за пультом, бескомпромиссный француз Пьер-Лоран Эмар с 80-минутным циклом Гольдберг-вариаций — все эти нестыкующиеся вселенные как-то уживаются прохладными осенними вечерами в старинном аристократическом зале Свердловской филармонии.

Китайско-европейский музыкальный проект «Диалог»© «Евразия»

«Евразия», открытая музыке мира, проходит раз в два года, чередуясь здесь же с Симфоническим форумом, показывающим оркестры России. За восемь лет существования обоих проектов стало понятно, что осенний Екатеринбург так же важен и обязателен, как весенне-летняя Пермь с ее Дягилевским фестивалем. Как ни крути, но две уральские локации все более отчетливо формируют наш сезон. И что очень здорово — у них нет ничего общего.

Пермь — это все время расширяющийся экзальтированный фанатский клуб имени одного человека. Курентзис собирает вокруг себя артистов, исповедующих более-менее одну музыкальную веру. Там стоит задача спасти музыку и перевернуть мир, на меньшее он не согласен.

© «Евразия»

Екатеринбург (вернее — Свердловская филармония, потому что есть еще театр оперы и балета, и это совсем другая история) — скорее, закрытый клуб (как бы ни противилось такому определению филармоническое руководство) с традициями, абонементами и сбалансированным репертуаром. Здесь ничего не надо переворачивать — только сохранять, поддерживать и расширять. Все и так вполне хорошо. Уже 21 год фонду поддержки Уральского академического филармонического оркестра, созданному по указу губернатора. «Взрослый» оркестр под управлением Лисса давно имеет хорошую международную репутацию, он свой на Бетховенском фестивале в Бонне и на «Безумных днях» в Нанте и Токио (с 2015 года «Безумные дни» проходят и в самом Екатеринбурге). Подрастает и делает успехи молодежный оркестр. Заполняемость зала — 90 с лишним процентов. Появилась осязаемая надежда на новый большой зал, сейчас все находится на стадии выбора площадки. Виртуальные концертные абонементы в труднодоступных поселениях Свердловской области, передвижной орган, гастролирующий по деревням, — это уже известные подвиги филармонического директора Александра Колотурского. Последняя новость — организация при филармонии любительского хора: был огромный конкурс, отобрали 140 человек.

Девиз «Путь», под которым прошла нынешняя «Евразия», — конечно, в первую очередь, дань европейским правилам хорошего фестивального тона: должна быть хоть какая-то объединяющая концепция. Но он точно не противоречит общей атмосфере фестиваля, эстетическое пространство которого максимально открыто всем ветрам. Просто это путь не к себе, а куда глаза глядят.

Комментарии

Новое в разделе «Академическая музыка»SpacerСамое читаемое

Сегодня на сайте

Молодой ГайдайКино
Молодой Гайдай 

«Молодой Годар» Мишеля Хазанавичуса: комизм-оппортунизм или Canal+ ревизионизм?

17 ноября 201725580
VLNY. «R'n'B»Современная музыка
VLNY. «R'n'B» 

Инстаграм-стори о современной молодежи, которой не чужд путь саморазрушения: премьера клипа самарской инди-рок-группы

16 ноября 201717820
Журнал «Репортажен» ищет русских авторовОбщество
Журнал «Репортажен» ищет русских авторов 

Главный редактор журнала Даниэль Пунтас Бернет при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция приезжает с лекцией, мастер-классом — и на поиск авторов. Присылайте заявки — и пишите для одного из лучших изданий в мире

16 ноября 201735320
Мафиозо в отставкеОбщество
Мафиозо в отставке 

Ты — крупный мафиозо, который сдал своих и находится под защитой государства под чужим именем в съемной квартире. Как идет твоя жизнь? Репортаж Сандро Маттиоли — на старте нового проекта Кольты Best of Reportagen

15 ноября 201731920