10 июля 2019Кино
75

Что смотреть на Московском международном фестивале экспериментального кино

Саморефлексия AI, горящий неспящий, новый Мавроматти

текст: Катерина Белоглазова, Василий Корецкий, Наталья Серебрякова
1 из 9
закрыть
  • С 10 по 14 июля в Москве на нескольких площадках (от МСИ «Гараж» до клуба «Рихтер») пройдет IV фестиваль MIEFF. В его программе — аудиовизуальные перформансы, две ретроспективы, конкурс экспериментального короткого метра, показы новейших хитов киноавангарда (или видеоарта — как вам больше нравится) и лекции видеохудожников. Рассказываем подробнее о главных событиях фестиваля.

    Bigmat_detailed_picture
    «AIDOL»Режиссер Лоуренс Лек

    Уже во второй раз вечер открытия MIEFF пройдет в историческом зале Дома кино. Выбор места, прочно связанного с советской традицией пленочного кинематографа, и фильма открытия — анимированной футуристической 3D-фантазии британского художника Лоуренса Лека, созданной на базе софта для видеоигр, — как нельзя лучше отражает стратегию фестиваля в целом: соединить прошлое кино, вычленив из него авангардное наследие, с будущим визуального искусства, расширяющего границы традиционного кинематографа с помощью практик современного искусства и новых компьютерных технологий. Контекст Дома кино вполне символично выступает как сайтспецифичная «руина», пространство, в котором обильно зарождаются и мутируют эксперименты. На этом фоне работа Лека — меланхоличное полнометражное погружение в размышления искусственного интеллекта о себе самом — представляет взгляд из недалекого будущего, в котором мир AI существует автономно и параллельно с миром биологических существ, в настоящее, задающееся вопросами о роли AI-технологий в искусстве и жизни общества.

    Центральный персонаж «AIDOL» — Дива, самообучающийся алгоритм эстрадной певицы, AI-сущность, мечтающая стать суперзвездой и спеть в финале олимпиады по киберспорту 2065 года. В этом ей помогает другой персонифицированный алгоритм — Геомансер, начинающий автор песен, стремящийся стать первым художником-машиной. Он же в виде смоделированного спутника-коптера выступает нашим проводником по этому виртуальному миру, напоминающему цифровую версию Древнего Китая, где пагоды вырастают над ландшафтами из QR-кодов. Альфа и омега этого мира (воплощенные буквально в двух началах AI-креативности) — алгоритм симуляции человеческого, продуцирующий неисчерпаемую «добрую любовь» и чуждый любым биологизмам принцип защиты от человеческой иррациональности. Умные бестелесные машины стремятся апроприировать человеческие качества вроде открытости и «душевной проникновенности», чтобы становиться эффективнее в киберсоревнованиях с людьми: «двадцать четыре поколения мы учились проигрывать», сообщает спутник. В то время как сам феномен поп-идола выступает идеальной точкой конвергенции человеческого и машинного, синофутуристский контекст (фильм даже частично озвучен на китайском) открывает еще одну сторону размышлений автора, выраженных в основном в закадровой речи (визуальная сторона фильма довольно абстрактна и пространна): ведь именно Китай — мировая империя, скрестившая конфуцианство и кибернетику, — уже сегодня претворяет в жизнь технически контролируемую биополитику.

    В фильме звучит оригинальный саундтрек, написанный Лоуренсом Леком.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242576
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243465
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411074
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417658
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421844
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427171
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427970