12 июля 2017Кино
86

Двойной замес

Кино глазами инженера: «Время, вперед!» на Хлебозаводе № 9

текст: Айрат Багаутдинов, Максим Семенов
Detailed_picture© Мосфильм

 «Кино глазами инженера» — летняя коллаборация Москино и лекционно-экскурсионного проекта «Москва глазами инженера». Пять бесплатных (нужно только пройти регистрацию — отдельно на экскурсию и на кинопоказ) лекций и экскурсий по ключевым объектам советского утопического строительства — от Дома Наркомфина до 9-го микрорайона Новых Черемушек (успейте до начала реновации!) — завершатся показом советских же фильмов, так или иначе связанных с конкретными локациями или формами нового быта и производства, заданными новой архитектурой. Первой в программе будет экскурсия по Хлебозаводу № 9 с последующим показом фильма Швейцера «Время, вперед!» (16 июля, 18:00). О трудовой героике первой пятилетки рассказывают кураторы проекта — Максим Семенов и Айрат Багаутдинов.

«Время, вперед!» (1966)

Режиссеры Михаил Швейцер и София Милькина

Начало 30-х годов. Строители завода в Харькове поставили мировой рекорд — 300 замесов бетона в смену! В Магнитогорске, где возводится металлургический комбинат, принимают вызов. Получится у Магнитогорска или нет побить рекорд харьковчан — неясно, отдельные тунеядцы и недалекие карьеристы саботируют работу, начальство смотрит на затею с сомнением (где-то в воздухе носится набирающее популярность слово «вредительство»), а тут еще и новости из Новокузнецка. Там строители сделали за смену 400 замесов.

© Мосфильм

«Время, вперед!» хочет казаться достоверным изображением эпохи первых пятилеток — не случайно фильм начинается с выпуска киножурнала «Совкино»: Ворошилов командует парадом на Красной площади, в Ленинграде — живой Горький, в Москве — мертвый Маяковский, в Нью-Йорке полиция разгоняет рабочую демонстрацию. Все это — под музыку Георгия Свиридова, знакомую современному зрителю по выпускам программы «Время». Псевдохроникальные кадры со стройки, на которых девушка в полосатой майке прикрепляет к стене плакат с цитатой из Маяковского — «Шагай, страна, быстрей, моя, коммуна — у ворот! Вперед, время! Время, вперед!», — вполне вписываются в круг этих сюжетов.

Однако стоит сравнить картину Швейцера с подлинными фильмами самого начала 30-х — например, с «Иваном» Довженко или «Энтузиазмом» Вертова, — как в глаза бросается принципиальная разница интонаций. Тогда, во времена Великого перелома, было принято говорить о смерти индивидуальности. Рабочие изображались безликими титанами, носили одинаковые имена и, растворяясь в коллективе, с легкостью отказывались от старых и отсталых родителей. Швейцер (вслед за Катаевым), напротив, создает многофигурный портрет. Каждый из его героев запоминается: редактор стенгазеты Шурочка в полосатой майке, принципиальный инженер Маргулиес, попавший под дурное влияние честный рабочий Загиров, бригадир Ханумов и бригадир Ищенко, прораб Корнеев, у которого жена уехала на курорт… Рекорды рекордами, но ставить их живым людям. Вот и получается, что лейтмотивом картины становятся неудачные попытки Маргулиеса пообедать. Постоянно отвлекает работа — а ведь в столовой такие замечательные котлеты.

В многоликости фильма чувствуется влияние итальянского неореализма, а вполне канонический сюжет про трудовой подвиг наполнен огромным количеством эксцентрических приемов. Это не столько настоящие тридцатые, сколько шестидесятые, которые оглядываются в поисках своих истоков. Суровая зима сталинизма прошла, советское государство возвращается к ленинским принципам, человек — мера всех вещей. И в эпохе первых пятилеток хочется найти утраченный золотой век, свое детство. Человек тогда был еще красивее — ведь мир превратился в огромную стройку, на которой все создавалось заново, а люди были одной большой и в общем-то дружной семьей.

© Мосфильм

Насколько это соответствовало реальности, не так важно. Любая утопия прошлого довольно уязвима. И пускай в XXI веке мы привыкли смотреть на начало тридцатых сквозь призму «Котлована» Платонова, а нынешний владелец Магнитогорского комбината занимает не то 8-е, не то 11-е место в списке российских миллиардеров. Это тоже не имеет значения. Главное, что воздух фильма пронизан стихами Маяковского и Багрицкого, а прекрасные и веселые люди с азартом бьют рекорды своих коллег. Впереди будет только хорошее. Одна из привилегий золотого века — не подозревать о своем скором закате.

Хлебозавод № 9

В годы первой пятилетки строятся не только гиганты металлургии и тяжелой промышленности — в это время в Москве появляется одиннадцать хлебозаводов-автоматов, которые должны обеспечить хлебом растущее население Москвы и составить конкуренцию пекарю-нэпману, переведя хлебопечение на конвейерное производство. Первые хлебозаводы, как и крупные фабрики, создавались по классической американской схеме — единая производственная линия определяла и форму заводского помещения: вытянутый параллелепипед. Но советский инженер Георгий Марсаков разработал кольцевой конвейер, цеха которого располагались по условной спирали. Мука из подвала подавалась на четвертый этаж, где и замешивалось тесто. Спустившись на третий этаж, тесто бродило. На втором этаже его делили на куски и запекали в кольцевых печах. Наконец, на первом этаже готовый хлеб складировали перед отправкой в город. В общем, движение хлеба по заводу напоминало движение посетителя по нью-йоркскому Музею Гуггенхайма или Музею Маяковского в Москве.

© Мосфильм

Система Марсакова давала колоссальный прирост производительности, а кроме того — позволяла создать интересную авангардную архитектуру: заводы по его модели строились в виде колоссального уступчатого цилиндра, фланкированного двумя параллелепипедами лестничных башен. Подобная, супрематическая в каком-то смысле, постройка вполне соответствовала главному принципу конструктивизма: форма отражает функцию. Вдобавок у хлебозавода был эффектный «пятый фасад» — вид с высоты птичьего полета (проект создавался в утопическом контексте скорого, как ожидалось, освоения советским общественным транспортом воздушного пространства). Эффектность формы играла и важную градостроительную роль: теперь индустриальные объекты не нужно было прятать в глубинах промзон. Напротив, они могли стать яркой точкой в архитектуре новых районов.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244928
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411780
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416696
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421911
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423561