6 октября 2014Искусство
214

Джанго порабощенный

Скандальный проект Exhibit B в Москве

текст: Александра Гурьянова

В рамках фестиваля TERRITORIЯ в Москву привезут скандальный проект Exhibit B, показ которого в лондонском культурном центре Барбикан был прерван заблокировавшими здание активистами в конце сентября. Проект южноафриканского художника Бретта Бейли состоит из серии перформансов с участием чернокожих волонтеров, имитирующих расистский аттракцион родом из XIX века. COLTA.RU выяснила, почему тема «человеческого зоопарка» актуальна в XXI веке и чем Exhibit B поражает аудиторию.

Практика выставлять африканских рабов или жителей колоний на потеху широкой публике была популярна в европейских метрополиях и США в XIX — начале XX века. «Экспонаты» показывали трюки, исполняли национальные танцы или просто сидели закованными в кандалы перед сотнями любопытствующих. Современная аудитория впервые «вспомнила» про практику «человеческого зоопарка» в 2011 году на выставке «Человеческие зоопарки: изобретение дикаря», открывшейся в Париже. Миролюбивый предшественник Exhibit B рассказывал об истории феномена в артефактах и иллюстрациях с типично музейной интонацией: «вот ведь как бывало».

Впрочем, западная пресса заострила внимание на этой выставке. Рецензии превращались в исторические экскурсы, где порой всплывали интересные подробности. Выяснилось, что столицей «человеческого зоопарка» считался Лондон — там такого рода шоу гастролировали чаще обычного. Кроме того, журналисты поражались тому, что исчезнувшее с появлением массового кино в 1930-е расистское увеселение внезапно возникло вновь в 1958-м, когда африканцев показывали бельгийской публике во время всемирной ярмарки EXPO в Брюсселе.

То, что этот случай в Бельгии — далеко не последний, показала история из Китая. В 2012-м в провинции Цзянси во время религиозного праздника нищих, просящих милостыню у храма, посадили в клетки, чтобы они не отпугивали туристов. Тогда статья об этом случае получила широкий резонанс. Самым удивительным было то, что многие британцы и читатели из других стран «первого мира» поддерживали китайский способ борьбы с попрошайками. Комментарии варьировались от «вот бы и у нас так» до откровенно расистских выступлений, о чем довольно едко высказался автор последовавшей за этим статьи в Vice.

Аналог «человеческого зоопарка» можно обнаружить и в Индии. Там на протяжении нескольких лет турфирмы водили экскурсии на острова, где обитает племя джарава. Ежедневно толпы туристов ослепляли их вспышками и бесцеремонно вторгались в быт племени. Только в 2014 году правозащитникам удалось добиться через суд запрета на «естественный» «человеческий зоопарк». Впрочем, в других местах ставшие популярными у жителей «первого мира» ознакомительно-развлекательные туры в трущобы мира «третьего» существуют и поныне.

Но по-настоящему мировая общественность заспорила о «человеческом зоопарке» весной 2014 года, когда два норвежских художника решили напомнить о столетнем юбилее масштабного аттракциона на ярмарке в Осло. В 1914 году в центре города, который тогда назывался Кристианией, действовала целая конголезская деревня (Kongolandsbyen), где выходцев из Африки наряжали в фольклорные одежды и селили в бутафорские хижины, — ту выставку посетило полтора миллиона человек. Ларс Куцнер и Мохаммед Али Фадлаби, сам родом из Африки, вместе с волонтерами воссоздали «Конго Вилладж» в центральном парке норвежской столицы.

По словам художников, их целью было напомнить норвежцам о позорной странице в истории страны и прервать «коллективную амнезию» нации. Акция вызвала скандал в стране и за ее пределами (достаточно посмотреть раздел «Пресса» на сайте художников. — Ред.), поскольку была воспринята как настоящий «человеческий зоопарк», как издевательство над выходцами из Африки, живущими в Норвегии. Как и в случае с Exhibit B, на художников парадоксальным образом взъелись борцы за права африканцев. В Twitter был популярен тэг #SomeoneTellNorway, под которым до сих пор можно найти гневные обвинения Куцнера и Фадлаби в расизме.

Проект Exhibit B похож на «Конго Вилладж», однако если норвежцы восстановили издевательски веселый аттракцион с ярмаркой, то Бретт Бейли воспроизвел «человеческий зоопарк» как интимную кунсткамеру. Живые люди сидят в кандалах, с заткнутыми ртами, связанными руками и не только позволяют себя рассматривать, но и пристально смотрят в ответ.

Перформанс застает зрителя врасплох, погружает в критически неловкую ситуацию и провоцирует на рефлексию о личном отношении к рабству. Идея Бейли проста — использовать чудовищную расистскую практику в XXI веке, чтобы заставить современного человека почувствовать стыд. Стыд за его предков — расистов и рабовладельцев. Стыд за масштабное угнетение человека человеком, которое, в сущности, никогда и не заканчивалось.

Презентация проекта Exhibit B пройдет в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре с 10 по 14 октября. Бретт Бейли обещал локализовать проект для России. По словам организаторов, новые перформансы Бейли будут о мигрантах, гастарбайтерах и беженцах из СНГ.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202322919
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202327749