19 января 2022Искусство
1782

Теряют ли лубок и наивное искусство музейное будущее?

Чем грозит Музею русского лубка слияние с Галереей Ильи Глазунова

текст: Геннадий Иванов
Detailed_picture© Предоставлено А. Турчиным

Конец 2021 года в Москве ознаменовался реорганизациями учреждений культуры — театров, музеев, клубов и библиотек — без объяснения научных, социокультурных, искусствоведческих и иных оснований, ориентированных на сохранение и развитие культуры или рост интеллектуального и духовного потенциала граждан. Одним из ярких примеров стало присоединение Музея русского лубка и наивного искусства к Московской государственной картинной галерее народного художника СССР Ильи Глазунова.

Это событие вызвало возмущение специалистов и любителей наивного искусства и русского лубка: не так давно COLTA.RU публиковала письмо в защиту экспозиции Музея русского лубка и наивного искусства. Возмущение общественности вполне понятно, но хотелось бы добавить еще один значимый аспект, о котором пока что не говорилось.

Опрошенные юристы указывают на то, что в приказе Департамента культуры города Москвы от 10 декабря 2021 года № 915/ОД «О реорганизации Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы “Московская государственная картинная галерея народного художника СССР Ильи Глазунова”» содержатся ясные гарантии неизменности деятельности галереи, а именно:

2.1. Полное наименование и сокращенное наименование ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова», указанные в пункте 1 настоящего приказа, после завершения процесса реорганизации остаются без изменения.

2.2. Основные цели деятельности ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова» сохраняются без изменения.

Вместе с тем Музею русского лубка и наивного искусства и неравнодушным к его деятельности музейным специалистам, искусствоведам, ученым, художникам, коллекционерам и сформировавшейся за долгие годы многотысячной группе постоянных посетителей никаких гарантий не предоставлено.

Обратившись к уставу Галереи Ильи Глазунова, опубликованному на ее официальном сайте, можно прочесть в пункте 2.2 документа совершенно конкретные цели деятельности галереи. В их числе:

— популяризация русского реалистического изобразительного искусства на основе постоянно действующей экспозиции произведений народного художника СССР Ильи Сергеевича Глазунова, переданных городу Москве по договору пожертвования;

— формирование и развитие постоянно действующей авторской экспозиции «Музей сословий России», созданной изначально художественным руководителем Учреждения народным художником СССР Ильей Сергеевичем Глазуновым на основе предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства из его личной коллекции, переданной городу Москве по договору пожертвования, с последующим комплектованием фондовых коллекций Учреждения культурными ценностями, в том числе из других источников — как российских, так и зарубежных.

Из приказа Департамента культуры следует, что никакие изменения и дополнения в цели деятельности Галереи Ильи Глазунова вноситься не будут. Более того, внесение изменений в этой части в устав Галереи Ильи Глазунова можно истолковать как нарушение приказа Департамента культуры города Москвы № 915/ОД.

В результате напрашивается вполне обоснованный вывод. Департамент культуры города Москвы не только не поддержал своим приказом идею отражения в новом уставе Галереи Ильи Глазунова, вступающем в силу после завершения реорганизации, направлений деятельности, связанных с наивным искусством и лубком, но и фактически запретил Галерее Ильи Глазунова менять основные цели деятельности. Из чего следует, что в соответствии с новым уставом Галерея Ильи Глазунова будет иметь полное право вовсе не экспонировать наивное искусство и русский лубок. К тому же документальных гарантий даже упоминания наивного искусства и лубка в наименованиях выставочных площадок, структурных подразделений и тематических информационных ресурсов после завершения реорганизации не имеется.

Искренне хочется надеяться, что все высказанные опасения напрасны и в приказе Департамента культуры гарантии сохранения наивного искусства и лубка как новых направлений экспозиционной деятельности Галереи Ильи Глазунова отсутствуют не злонамеренно, а в результате технической ошибки, человеческого фактора (просто забыли). В таком случае в скором времени ценители наивного искусства и русского лубка получат официальные письменные разъяснения Департамента культуры города Москвы, а вслед за ними — проект нового устава Галереи Ильи Глазунова, в котором наивному искусству и лубку будет отведена роль, равнозначная творческому наследию и коллекции Ильи Глазунова.

Когда-то город Москва принял коллекции Владимира Ильича Грозина (основателя Музея наивного искусства) и Виктора Петровича Пензина (основателя Московского музея народной графики), которые в последующие годы пополнялись и расширялись усилиями Музея русского лубка и наивного искусства. Хочется верить, что правительство Москвы одинаково уважительно относится ко всем коллекциям и предметам, принятым городом и включенным в Музейный фонд Российской Федерации. Каждая коллекция и каждый предмет имеют право не просто занимать место в фондохранилище, а экспонироваться на радость публике.

В противном случае в недалеком будущем может настать день, когда и уникальное наследие Ильи Сергеевича Глазунова, и многие другие популярные сегодня произведения искусства окажутся не по вкусу новым управленцам, не впишутся в рынок и будут преданы забвению. Культура не может существовать на принципах управленческой, политической конъюнктуры, экономической целесообразности и потребительской моды, а призвана быть выше и важнее кратковременных тенденций и чьих-то вкусов.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243733
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20245266
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412011
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418587
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422731
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428060
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428705