1 сентября 2021Искусство
183

Новые ископаемые

Выставка уместного искусства на таманской винодельне

текст: Ирина Мак

Не нарушая археологических традиций Тамани, проект «De Profundis. Выставка уместного искусства» в фонде «Голубицкое», развернутый в виноградниках одноименной винодельни, составлен из работ, будто найденных в этой земле и готовых в ней исчезнуть — подобно цивилизациям, сменявшим здесь друг друга века назад.

Смерть голубиного народа

«…Жил не в избе, а на улице и в бочке, — начинает Ирина Нахова жизнеописание Николая Собаки, одного из персонажей своей антиутопии «История края». — За это его люди еще больше уважали — думали, к смерти и новой жизни заранее готовится». Бочки с именами упокоившихся Николая, Семена Безголового и Столяра Петрова были, по легенде, найдены в раскопе в месте компактного проживания «голубиного» («голубицкого») народа. Нахова детально описала его мифологию, историю, погребальный культ — «мумии-неваляшки» с останками торчат теперь в рядах виноградных лоз.

Увлекательная наховская фантасмагория — с цитатами из «голубиных» времен, выгравированными на бочках, c «неваляшками» и «черным квадратом» из костей и на костях — охватывает всю историю странного народа — с X по VII столетие до нашей эры. Отдельные особи, как утверждает автор, дотянули аж до 1930-х годов. Но, поскольку Таманский полуостров всегда был полем сражения, мощных следов пребывания на земле странного народа не осталось. Из-за бесконечных войн на Тамани в принципе не сохранилось выдающихся руин — дворцов и храмовых комплексов: все, что есть, ушло под землю.

Увидеть фрагменты древнего рельефа местности можно в Тмутаракани (от тюркского Taman-Tarkan), на месте античной Гермонассы, — раскоп принадлежит Таманскому музейному комплексу, который не надо путать с расположенным неподалеку музеем-заповедником «Фанагория» (как раз открывая «Фанагорию», президент Путин и выловил амфору). Главные же находки давно свезены под крышу Таманского музея, привлекающего не только отдыхающих в Анапе (до нее час езды). Надгробия, барельефы, статуи, камни, хранящие печать мертвых цивилизаций, проявляются здесь во всем — от музеев до ресторанов, магазинных вывесок, нейминга. Археология же логично стала темой сочиненного куратором Андреем Ерофеевым проекта, который будет открыт в «Голубицком» до 24 октября. В нем приняли участие известнейшие российские художники, и весь он, от первого до последнего экспоната, эксплуатирует ископаемый материал.

Вино как путь к прекрасному

Археорынок «Хабар» Елены Колесниковой, устроившийся в вагончике, заполнен купленными на «Авито» «античными» украшениями. Это примета Тамани — там, где не хватает реальных находок, в ход идут фальшаки. Аудиозаписи телефонных разговоров, которые художница вела с продавцами псевдораритетов, представляют интимный процесс торга в лицах и развлекают зрителей — они приезжают сюда не столько ради искусства, сколько ради вина. Хотя отделять одно от другого не стоит.

Елена Колесникова. Археорынок «Хабар». 2021. ИнсталляцияЕлена Колесникова. Археорынок «Хабар». 2021. Инсталляция© Фонд искусства «Голубицкое»

Фонд искусства «Голубицкое» — отличный пример симбиоза винодельческого хозяйства, продвигающего в России европейскую винную культуру, и современного искусства, стремящегося наполнить новыми смыслами русскую жизнь. Пример редкий, но только для нашей страны — в мире вино часто соседствует с искусством, причем не только на этикетках, как в случае с Mouton Rothschild, этикетки для которого рисовали Пикассо, Матисс, Шагал и, кстати, Кабаков. Во Франции и Италии винные шато, бывает, сами становятся полигоном для современного искусства и архитектурных экспериментов.

В России же и виноделие, устроенное по европейскому образцу, — сравнительно новая история, а пример его содружества с искусством пока один — «Голубицкое». Винное хозяйство и фонд созданы Александром Мечетиным, основателем и совладельцем крупнейшей в стране алкогольной компании Beluga Group, — он же в свое время инициировал запуск центра современного искусства «Заря» во Владивостоке. Теперь команда «Зари» во главе с Алисой Багдонайте перебралась под Анапу, на Таманский полуостров, где в станице Голубицкая, на стрелке, разделяющей Азовское побережье и Ахтанизовский лиман, проектируется арт-парк, в здании винодельни работает выставочный зал и год как функционирует арт-резиденция.

Первым резидентом в «Голубицком» стала Алиса Йоффе, чей «Таманский дневник» — впечатления от местных будней и праздников, переработанные в характерную для нее контрастную графику, — висел в галерее винодельни до апреля прошлого года. Весной 2021-го там же можно было увидеть проект археолога Варвары Бусовой, посвященный апсайклингу — переиспользованию вышедших из употребления вещей и перерабатыванию античного прошлого.

Теперь наконец первый мегапроект фонда вырвался из зала галереи под открытое небо, дав возможность художникам из Москвы, Питера и Краснодара переосмыслить «самый скверный городишко из всех приморских городов России», каким увидел Тамань Лермонтов. Просто он не копался в таманской земле.

Полевые работы

Микро-арт-группа «Город Устинов» в своих объектах связывает археологию с виноградом — разгадывает язык, которым лоза общается с миром, изгибаясь подобно линии в арабских буквах, сочиняя свой «текст».

Гриша Брускин. «Коллекция археолога». 2013. Бронза<br>Фотография проекта в «Ударнике»Гриша Брускин. «Коллекция археолога». 2013. Бронза
Фотография проекта в «Ударнике»
© Фонд искусства «Голубицкое»

Остальные участники выставки апеллируют не столько к лозе, сколько к истории, чаще придуманной. Среди всего этого сайт-специфичного, взаимодействующего с местом искусства только «Коллекция археолога» Гриши Брускина создана давно и ранее показывалась — в Венеции и Москве. В 2013 году в столичном «Ударнике» ради находок экспедиции будущего, докопавшейся до обрубков бронзовых танкистов и пионеров, архитекторы бюро Bernasconi засыпали пол кинотеатра землей. Но Тамань предложила природные декорации. В продуваемой ветром палатке, укрывшей раскоп, покалеченные статуи не просто смотрятся как родные, но, пожалуй, обнадеживают — как будто в самом деле пришли новые времена и советским идолам теперь место в земле.

Группировка «ЗИП» из Краснодара выбрала для рифмы с прошлым гондолу — ее уцелевший каркас отправляет нас на берег лимана, где между островами раньше плавали на узких длинных лодках (развивая миф, Алексей Иорш настаивает в сделанном им логотипе выставки, что зимой древние греки рассекали по льду лимана на коньках).

Алексей Иорш. Грек на коньках. 2021Алексей Иорш. Грек на коньках. 2021© Фонд искусства «Голубицкое»

А открывает маршрут полевых инсталляций надувной портик группы «Ху» («Художественное уединение»). В том же составе — Ирина Корина, Ольга Петруненко и два дуэта — «Обледенение архитекторов» (Илья Вознесенский и Алексей Кононенко) и «ЕлиКука» (Олег Елисеев и Евгений Куковеров) — группа участвовала в прошлогодней выставке ленд-арта, осуществленной галереей JART и Андреем Ерофеевым в Пирогове, на территории незабвенной «АртКлязьмы». Как и в Пирогове, «Ху» выступили тут широким фронтом, не обойдя вниманием ни одну таманскую реликвию, включая ненайденные сокровища: в их «Нераскопанном музее» достаточно прильнуть ухом к земле, чтобы услышать подземную жизнь.

Группа «Ху». Надувные колонны. 2021. ЭскизГруппа «Ху». Надувные колонны. 2021. Эскиз© Фонд искусства «Голубицкое»

«Ху» сочинили и «Раскоп античных новинок» («пенопластовую античность»), и главный хит, делящий экспозиционный маршрут пополам, — «Храм Весты» о 32 колоннах из камыша. Стебли, связанные по всей высоте, образуют каннелюры, напоминая нам, что «каннелюра» происходит от латинского canna — «тростник». Пушистые верхушки колонн — как капители коринфского ордера, который, видимо, тоже имеет отношение к Тамани.

Открывают и закрывают полевую экспозицию скульптуры Петра Белого, напоминающего, что суть искусства — в глазах смотрящего. Это одинаковые бетонные конструкции, а разные смыслы определяет только контекст: то, что вначале кажется грудой стройматериалов, в финале выглядит минималистичной скульптурой.

Но есть тут тема, имеющая отношение к реальной истории места. Это совсем не греческий, но еврейский след, который исследуют и Алексей Кононенко, покрывая фроттажем листы, наложенные на рельефы надгробий, и все та же группа «Ху», печатая те же изображения на флагах, и Александр Мареев, сделавший для выставки в галерее винодельни серию акварелей «Менора, Лулав, Шофар».

Долго считалось, что эти однотипные надгробия с менорами — наследие хазаров. Но хазары массово принимали иудаизм в VIII веке, тогда как некоторые из этих стел, хранящихся в Таманском музее, относятся к I–V векам. Что доказывает: тут были иудейские поселения. Спасаясь из разоренного Иерусалима, беженцы, возможно, нашли приют и в этих неспокойных местах, где ни дворцов, ни храмов, но есть утешительные константы — море и вино.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242564
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243451
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411063
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417648
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421834
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427159
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427966