Феминнале в Бишкеке: итоги

Финал истории и пять экспонатов скандальной выставки

текст: Анастасия Инопина
3 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Нелля и Мариэль Джаманбаевы. «“Легкая” промышленность»

    Переопределение традиционного «женского» рукоделия в качестве медиума искусства имеет длинную историю в феминистской традиции. Его генеалогию принято проводить с 1960-х: примерно в это время некоторые феминистские художницы осознали, что для их задач не подходят традиционные «мужские» материалы вроде масла или бронзы, и обратили внимание на вышивку, петчворк, керамику и коллаж. Они поставили под вопрос нарратив о гении (мужчине или женщине, играющей на поле искусства по мужским правилам) и противопоставили «возвышенному» искусству малые формы, окружающие нас в повседневности, которые являются искусством не в меньшей степени, чем живописные полотна, но долго не признавались академическими иерархиями. Малые формы отсылают к медитативности и монотонности женского труда, carework, которая становится заметной только тогда, когда женщина перестает ее осуществлять.

    Работа «“Легкая” промышленность» выполнена из остатков материалов швейного цеха «Браво» (Бишкек) и обращает внимание на роль женского труда в экономике страны: ее монументальность отсылает к работам соцреалистов, прославляющих текстильщиц и швей. Сейчас репрезентация женского труда в публичном поле кардинально изменилась. Женщина больше не строит утопическое общество: ее тело по-прежнему выполняет тяжелую работу, но изображается выхолощенным и стройным, будто она никогда не стояла у станка. Традиционно женский труд не считается достойным уважения и часто даже не воспринимается как труд, хотя положение женщин, занятых в швейном производстве, остается тяжелым.

    Швейная индустрия Киргизии построена руками женщин. При том что швейная продукция занимает третье место в экспорте страны после золота и сельхозпродукции и дает республике до 30% ВВП (по сообщениям Нацстаткома, на ее долю приходится до 30% численности рабочего персонала), многие из швей уезжают в Россию: там при той же зарплате им удается накопить деньги и прокормить семью в одиночку. В большинстве случаев это 12-часовой график с одним выходным днем в неделю.

    Несмотря на название, «легкая промышленность» на деле — достаточно тяжелый труд. Сфера требует высокой концентрации внимания, усидчивости и осторожности в обращении с техникой. Индустрия оставляет и значительный экологический след: ее доля в выбросах СО2 ежегодно составляет более миллиарда тонн — больше, чем у международных авиаперелетов и судоходства, вместе взятых.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 20245332
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202411011
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202413214
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202338697