Успеть вернуть шестьдесят восьмой

Объекты Фроманже и инсталляция Вольмана в ММСИ

текст: Наталья Смолянская
3 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureЭкспозиция. Зал «Листовка». Слайд-шоу: Даниель Бюрен. Дикие афиши. Работа in situ. Париж, апрель 1968 года© Бернар Буайе
    Рождение критики спектакля

    На Каннском фестивале 1950 года во время презентации фильма Исидора Изу «Трактат о слюне и вечности» состоялась встреча Изу и Ги Дебора. С этого момента Дебор принял эстафету критики художественной репрезентации Изу и впоследствии переосмыслил ее в концепции спектакля.

    Исидор Изу выявил две фазы эволюции во всех искусствах по отношению к репрезентации — возрастающую (amplique) и вырезающую (cisélante). Возрастающей фазе соответствует совершенствование репрезентации, а вырезающая фаза наступает после кульминации возрастающей и означает разрушение репрезентации, обнажение элементов выражения — букв и звуков. Леттристское кино вслед за первым опытом Изу довело разрушение репрезентации до пределов радикализма. Среди опытов такого кино — и «Антиконцепт» Жиля Вольмана (1951), и «Вопли в честь де Сада» Ги Дебора (1952), где изображение полностью отсутствует. Но к 1952 году между леттристами назревал конфликт: одни видели возможность полного обновления западной культуры, тогда как Дебор и его соратники признавали только программу разрушения.

    C этого времени Дебор переходит от критического отношения к репрезентации к критическому осмыслению общества: кроме Маркса он изучает и новых авторов, таких, как Анри Лефевр или Герберт Маркузе. В начале 1960-х годов Дебор примкнул к группе «Социализм или варварство», выпускавшей одноименный журнал.

    Впервые концепция спектакля появилась в «Докладе о конструировании ситуаций» (1957). Спектакль представляет противоречие в отношениях между теми образами, которые показывают публике, и отношениях публики между собой. Понятие «спектакля» отсылает к театру Брехта, а термины «герой», «публика», «играющие», «актеры» взяты из театрального словаря. Спектакль привлекает внимание и аккумулирует пассивность зрителей, изолирует их друг от друга. Сила спектакля состоит в том, что массы людей отождествляют себя с его персонажами и со сценами, которые они видят. Во всемирном кинематографическом спектакле публика находит для себя объекты восхищения, идентифицируя себя со звездами. Отношения между публикой и объектом ее восхищения действуют только в одном направлении, преклонение перед ним приходит на смену общению между людьми. Масса зрителей, публика, присутствует на спектакле различных событий, происходящих в мире, не имея возможности на них повлиять.

    После прочтения Маркса в текстах, опубликованных в журнале «Ситуационистский интернационал» (Internationale Situationniste), Ги Дебор анализирует спектакль в свете капиталистического способа производства и потребления. Работа также рассматривается как участие в спектакле, и основной задачей ситуационистов становится изменение повседневной жизни, поскольку это означает разрушение спектакля, навязываемого обществом потребления.

    Критика спектакля — самая известная концепция Ги Дебора, его кредо, ставшее своеобразной прелюдией к событиям 1968 года во Франции. Книга «Общество спектакля», посвященная критике спектакля, была опубликована в 1967 году. Для критики спектакля ситуационисты обращаются к практике «детурнемента» — изменения смысла изображений, навязываемых нам спектаклем. Тогда же искусство выходит на улицы, расширяет свое поле, отвечая призыву «изменить жизнь».

    Changez la vie!


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202323218
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202328005