
Любопытный и спорный спектакль молодого лидера башкирского театра Айрата Абушахманова. Пьесу написал тот самый Олжас Жанайдаров, которого подвергли остракизму за невинную детскую пьесу «Душа подушки». Люди, не ведающие, что слово «пара» у детсадовцев лишено сексуальных коннотаций, уличили жанайдаровских подушек в гомосексуализме. «Джут» — пьеса не детская, довольно жуткая: тут в тошнотворных подробностях раскрывается трагедия казахского голодомора первых лет советской власти. Однако параллельно с трагической новеллой из прошлого разворачивается современный сюжет: немолодой, но еще крепкий казах (ведущий башкирский актер Хурматулла Утяшев) приобщает утратившую связь с национальной культурой журналистку к корням. Способы у него радикальные — он охаживает журналистку плеткой и активно помогает ей забеременеть. Абушахманов очень аккуратно сопрягает в своем спектакле два исторических плана, они как будто разделены зеркальной преградой, одновременно соприродны и антагонистичны. Но жанровый дисбаланс реквиема и мещанской драмы в спектакле не преодолен, хотя кому-то это, возможно, и покажется достоинством.