9 декабря 2014Colta SpecialsThe Question
117

Что происходило с воздухом в Москве?

Разлив ртути или пожар в зоне «чернобыльского следа»: кто испортил московский воздух и опасно ли это для здоровья?

текст: Анна Баринова
Detailed_picture© Руслан Шамуков/ТАСС

COLTA.RU продолжает сотрудничество с порталом The Question, на котором можно получить ответ на любой вопрос.

Весь ноябрь жители Москвы обсуждали, откуда берется странный запах и что происходит с воздухом в городе, пока его, по сообщению Мосэкомониторинга, не очистил декабрьский снегопад. Возникали самые разные версии, одна другой страшнее: от разлива ртути до пожаров в зоне «чернобыльского следа». The Question проверил каждую из них на истинность.



Версия: сжигают порубочные остатки

Порубочные остатки — это древесные отходы, то есть кора, пни, стволы, корни, опилки и ветви, которые скапливаются после работы в лесах. Запах гари в Москве и Подмосковье может быть связан со сжиганием древесины во время санитарных рубок в лесопарке в Балашихе. Жгли древесину и в Истре, Звенигороде, Ногинске и Луховицах: в течение последних нескольких лет подмосковные лесные хозяйства страдали от эпидемии короеда-типографа. 21 ноября областной Комитет лесного хозяйства распорядился полностью прекратить сжигание порубочных остатков до особого распоряжения.

Версия: пахнут нефтяные отходы

Еще один вероятный источник запаха — Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне. Нефтяные отходы, в частности, изопропилбензол, который выбрасывает НПЗ, могут давать запах сероводорода. 10 ноября Следственный комитет возбудил уголовное дело против МНПЗ, и в тот же день Росприроднадзор обратился в Симоновский районный суд с просьбой возбудить административное дело. Хотя представители «Газпром-нефти», которой принадлежит завод, и утверждают, что срок получения разрешения на выбросы для МНПЗ продлен до ноября 2015 года, известно, что завод уже должен 1,39 млрд рублей штрафа за нанесенный окружающей среде в 2011—2012 годах ущерб.

Версия: горят торфяники в Брянской области

Самая маловероятная, но тоже популярная версия — пожары на торфяниках в зоне «чернобыльского следа» в Брянской области. Сотни гектаров торфяников начали гореть еще в сентябре. Опасения москвичей относительно торфяных пожаров понятны, особенно после того, как летом 2010 года Москву затянуло смогом. Однако в этот раз запах вряд ли мог дотянуться до Москвы.

Что такое «чернобыльский след»?

«Чернобыльский след» — это территория, которая пострадала в результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году и подверглась сильному радиоактивному загрязнению. Пожар на торфяниках и в лесах в зоне «чернобыльского следа» особо опасен, потому что может стать открытым источником ионизирующего излучения, которое становится причиной радиоактивного заражения. В общем, хотя пожары в Брянске вряд ли повлияют на Москву, проблема более чем серьезная.

Версия: разлили ртуть на юге города

Разлив ртути произошел во время пожара в НИИ вакуумной техники на Нагорной улице вечером 24 ноября. Часть ртути испарилась и оказалась в воздухе, но МЧС довольно быстро устранило ее источник. Те, кто живет рядом с НИИ, наверняка испытали недомогание, но в целом ртути было не настолько много, чтобы плохо стало всем москвичам.

Версия: авария на Мосводоканале

Выброс сточных вод, прорывы канализации и проблемы с очистными сооружениями в Москве не редкость, но всерьез рассматривать эту версию не стоит, хотя 28 ноября в Капотне и затопило дорогу из-за водопроводной аварии. В Мосводоканале утверждают, что запах, распространившийся по Москве, вообще не характерен для канализации.

Как в целом можно оценить состояние московского воздуха?

Исследованием воздуха и измерением количества вредных веществ занимается Мосэкомониторинг. 20 ноября эксперты учреждения зафиксировали превышение норм загрязнения и пришли к выводу, что вероятная причина — в сжигании древесных остатков, а также в загазованности из-за автомобильных выбросов. Ситуация усугубляется почти безветренной погодой из-за антициклона. Однако уже 22 ноября в Мосэкомониторинге заявили о нормализации ситуации. Альтернативные измерения проводит Александр Николаев, который несколько лет назад создал сайт «Московский воздух». Николаев собрал деньги и купил необходимое оборудование — датчик дождя и датчик пыли. По его словам, в Москве количество вредных веществ в воздухе и так всегда повышенное, но в ноябре даже обычные показатели превышались в 5, а иногда и в 10 раз.

Загрязнение воздуха в Москве — это опасно?

Зависит от того, чем же все-таки пахло. Если горела древесина, опасности для здоровья, скорее всего, нет: хотя вдыхание гари и приводит к воспалению носа и горла, рези в глазах, загрязнению легких и даже отравлению, серьезные последствия наступают при вдыхании гораздо большего количества угарного газа. Если причина запаха — выбросы сероводорода с Московского НПЗ, тоже не стоит паниковать раньше времени: вряд ли в воздухе он содержится в слишком большом количестве. Тем не менее нужно знать, что среди последствий вдыхания сероводорода — головокружение, утрата обоняния и конъюнктивит, а еще — утомление, беспокойное состояние и даже депрессия. Беспокоиться о том, что в воздухе есть стирол — яд, который может вызвать головокружение, головные боли и рвоту, — не стоит; его при мониторинге воздуха в большом количестве обнаружено не было.

Какие меры предосторожности москвичам следует принять?

Хотя реальных оснований для волнения пока нет, осторожность никогда не помешает. Лучше всего постараться пореже открывать окна и не проводить слишком много времени на улице. Респираторы тоже не будут лишними, хотя особой нужды в них нет. МЧС напоминает об ухудшении видимости на дорогах и просит водить осторожно и соблюдать скоростной режим. Гораздо более внимательными стоит быть людям с заболеваниями легких и сердечно-сосудистой системы.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20241013
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202410720
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202415796
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421009
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202422694