4 августа 2021Академическая музыка
153

Жизнь и смерть чистого разума

Опера «Загрузка» на фестивале в Брегенце

текст: Алексей Мокроусов
Detailed_picture© Anja Köhler / Bregenzer Festspiele

Времена, когда оперному режиссеру и композитору надо было оканчивать лишь театральное училище и консерваторию, кажется, уходят безвозвратно. Голландец Михель ван дер Аа, сочинитель и постановщик полуторачасового фильма-оперы «Upload» («Загрузка»), учился на хореографа, а также в Нью-Йоркской киношколе и даже снял несколько фильмов. В Королевской консерватории в Гааге он занимался не только композицией, но и звукорежиссурой. Театральное образование получал в Линкольн-центре. Подобный сплав профессий порождает интерес фестивалей — от Пекина до Экс-ан-Прованса. «Upload» — это международный проект, в нем участвуют Амстердамская опера, знаменитый центр искусств Park Avenue Armory в Нью-Йорке, Кельнская опера, где мировая премьера должна была пройти еще весной, но в итоге пришлось дожидаться фестиваля в Брегенце. Одновременно новая опера ван дер Аа существует и как фильм, выпущенный на портале medici.tv.

Хотя кино и видео — давно уже не новость в постановках больших оперных театров и тем более театров экспериментальных, «Upload» — качественно новый современный спектакль, в каком-то смысле фантастический и футуристический. Либретто строится вокруг технологии, позволяющей синтезировать человеческий мозг — единственное аналоговое явление в цифровом мире, как говорит один из участников научного проекта. Собственно певцов в спектакле двое: это безымянные Отец (английский баритон Родерик Уильямс) и Дочь (американская сопрано Джулия Баллок). Отец, травмированный смертью своей жены, решает расстаться с телом, чтобы навсегда сохранить мозг. Отчуждение происходит в специальном медицинском учреждении, где собрались желающие переменить судьбу — от стариков до молодых девушек. Среди страждущих есть даже палеонтолог, получивший стипендию, поскольку было признано важным сохранить для человечества все его знания о палеоцене. С ними занимаются биологи, пытающиеся зафиксировать физиологическую идентичность, и психологи, стремящиеся понять, с какими воспоминаниями лучше расстаться, чтобы быть счастливым в новой жизни. Речь при этом не идет о кардинальном улучшении психики и появлении новой личности — лишь о подавлении самых тяжелых воспоминаний.

© Anja Köhler / Bregenzer Festspiele

Отец вроде бы понимает, о чем ему лучше забыть, но прошлое так не исчезает, он помнит то, что не хотел бы помнить, память о боли сильнее науки. При этом дочь шокирована происходящим, она задает (точнее, пропевает) отцу множество неудобных вопросов и предъявляет немало претензий. В том числе — связанных с ее собственным будущим, с тем, что отец переживет ее. Ведь сама она не собирается досрочно покидать тело и хочет в нем умереть, а не жить вечно. Их общение происходит через экран, на котором компьютер воссоздает образ Отца. Прием не скрывается: публика видит, как в глубине сцены Уильямс поет перед несколькими видеокамерами, сканирующими его тело. При этом он должен понимать, где перед экраном находится Баллок, и соответствующим образом реагировать на ее передвижения. Иначе их аналогово-компьютерное общение обернется несуразицей.

© Anja Köhler / Bregenzer Festspiele

На другом экране идет фильм, сделанный в стилистике умного телерепортажа из какой-то продвинутой медицинской лаборатории, где врачи помогают пациенту при помощи компьютера моделировать его тело. В этом кино разговаривают, а не поют. В глубине сцены находится огромный экран, на нем порой высвечиваются тени музыкантов кельнского оркестра Ensemble Musikfabrik под управлением Отто Тауска — раньше он руководил симфоническим оркестром швейцарского Санкт-Галлена, одно время был ассистентом Гергиева в Роттердамском филармоническом оркестре, сейчас возглавляет оркестр Ванкувера. Тауск дирижировал и предыдущей оперой ван дер Аа — «После жизни».

© Anja Köhler / Bregenzer Festspiele

Премьеру «Upload» отложили из-за пандемии, что, в общем-то, пошло на пользу если не музыке, то сюжету. Проблемы бренности и хрупкости человеческого существования, актуализированные пандемией, оказываются неожиданным фоном для вопросов, важных для композитора. Они восходят еще к Канту: что такое человек, является ли его тело лишь машиной, особого рода системой по переработке информации, насколько уникальность тела корреспондирует с уникальностью мозга? Проблем, связанных с идентичностью, с тем, насколько «чистый мозг» наследует права принадлежавшего ему прежде тела и кто вправе давать согласие на его добровольную смерть, множество.

Михель ван дер Аа — настоящий фанат темы отделенного от тела разума, но это не убивает в нем композитора, хотя и заставляет задуматься о будущем оперного либретто. Рассказанная в «Upload» история выглядит не столь уж и фантастичной, пусть и напоминает критикам science fiction 60-х годов — русский читатель с большим воодушевлением вспомнил бы роман Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Предположения, что вскоре все смогут выбирать между телесным и бестелесным обликом, уже звучат вполне реалистично, но открытыми остаются вопросы, связанные с уникальностью переживаний и опыта: можно передать знания, но невозможно — мудрость, можно усовершенствовать технологии, но невозможно — дух.

© Anja Köhler / Bregenzer Festspiele

«Upload» напоминает, каким разносторонним может быть современный фестиваль. Брегенц традиционно строит программу вокруг популярной двухчасовой оперы, идущей на озерной сцене под открытым небом, — в этом году это возобновленный «Риголетто» в постановке Филиппа Штельцля. В будущем сезоне здесь будет «Мадам Баттерфляй». При этом в Фестивальном дворце идут разного рода редкости: нынешним летом — «Нерон» Арриго Бойто, прежде показывали «Гамлета» Франко Фаччо или незавершенного «Венецианского купца» Андре Чайковского. В следующем сезоне наступит пора «Сибири» Умберто Джордано; постановкой Василия Бархатова будет дирижировать Валентин Урюпин.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243421
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20244894
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411750
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418327
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422507
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427821
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428489