26 апреля 2017Академическая музыка
161

Апрельские тезисы

Театр Станиславского и Немировича-Данченко досрочно объявил о планах на следующий сезон

текст: Екатерина Бирюкова
Detailed_pictureСцена из оперы «Волшебная флейта» Саймона Макбёрни, фестиваль в Экс-ан-Провансе© Pascal Victor / ArtComArt

Прошедшую пресс-конференцию нельзя рассматривать как рядовое ежегодное событие. Речь идет о фактически первом самостоятельном сезоне нового директора театра Антона Гетьмана, назначенного на эту работу прошлым летом, но, как у нас водится, довольно внезапно. Так что наконец нам озвучили некую декларацию о намерениях.

Даже ранние сроки, в которые были обнародованы планы (не в начале сезона, как обычно, а сильно загодя, даже раньше Большого театра — нашего лидера по долгосрочному планированию), кое о чем говорят. В первую очередь, о том, чьим гостем на самом деле является находящийся сейчас в Москве интендант знаменитого оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе Бернар Фоккруль. Две продукции фестиваля — «Написано на коже» и «Траурная ночь» в постановке Кэти Митчелл — показываются в эти дни на предыдущем месте работы Гетьмана, в Большом театре. Но теперь дружба Экса со Стасиком будет крепчать. Фоккруль принял участие в пресс-конференции, укрепив франкоязычное крыло (вместе с новым худруком балета Лораном Илером) президиума в Музыкальной гостиной театра на Большой Дмитровке, а днем раньше там же встретился со слушателями «Института театра» (образовательного проекта «Золотой маски»).

Совместно с Эксом объявлено красивое начинание: в течение следующего сезона в московском театре покажут шесть важных постановок фестиваля последних лет — «Саломею» Патриса Шеро, «Волшебную флейту» Саймона Макбёрни, «Ариоданта» Ричарда Джонса, «Царя Эдипа» и «Симфонию псалмов» Питера Селларса, «Пеллеаса и Мелизанду» Кэти Митчелл и «Кармен» Чернякова (которую он ставит этим летом). Конечно, не живьем, а на экране. Зато бесплатно. И с комментариями каких-нибудь участников. Мест мало, поскольку это будет на камерной сцене; следите за афишей, регистрируйтесь вовремя.

— Дружба Экса со Стасиком будет крепчать.

Что касается собственной продукции театра, то новые времена особенно чувствуются в области балета, внушительную часть планов которого занимает современная хореография. До кучи — театр принимает у себя труппу знаменитого бельгийского хореографа Анны Терезы Де Кеерсмакер, Context Дианы Вишневой и фестиваль современного танца «Точка пересечения».

В опере все выглядит, на первый взгляд, гораздо более ветхозаветно — для новых постановок выбраны Гендель, Верди и Яначек. Тем не менее тектонические сдвиги ощутимы и здесь. «Енуфа» Леоша Яначека не только вносит репертуарную свежесть (за сто с лишним лет эту прекрасную оперу в нашей стране ставили раза три), но и делает отважную заявку против общепринятых правил хорошего тона — петь ее будут не на языке оригинала, то есть чешском, а по-русски. Итак, МАМТ не хочет дудеть в ту же дуду, что и ГАБТ, а собирается найти свое лицо и свое место городского театра «для нормальных людей» — как «Комише опер» в Берлине и Английская национальная опера в Лондоне, где тоже вопреки модам поют на языке слушателей.

Еще одна деталь: двое из троих постановщиков премьерных продукций — новые люди в опере, но оба очень на слуху. «Макбета» Верди ставит Кама Гинкас, сценическую версию оратории Генделя «Триумф времени и бесчувствия» ставит (на камерной сцене) Константин Богомолов. «Енуфа» — за главным режиссером театра Александром Тителем.

Кроме того, сложно не заметить, что главный дирижер театра Феликс Коробов не выглядит главным. «Енуфой» дирижирует Евгений Бражник, он же едет на гастроли с театром в Тель-Авив, возобновлением «Обручения в монастыре» Прокофьева — Александр Лазарев, Генделем — Филипп Чижевский. Коробову достались «Макбет» и балеты. Несколько выбившись из общей французской рафинированности пресс-конференции, он, впрочем, напряженно заявил, что менять место работы в ближайшее время не намерен.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243942
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20245442
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412213
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418732
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422879
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428187
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428824