22 декабря 2014Кино
234

Спектральный анализ

«Звездная карта» Кроненберга — история о призраках или поучение о свободе?

текст: Владимир Лукин
Detailed_picture© Prospero Pictures

«Звездная карта» — сатира на современный Голливуд. Таков, по крайней мере, критический консенсус. Писатель Брюс Вагнер, сценарист фильма, пытался по молодости пробиться в Голливуд, но дальше водителя такси его карьера не пошла (персонаж Роберта Паттинсона в фильме — alter ego писателя). Вот он и изошел желчью в памфлете на местные нравы (сценарий фильма был написан 20 лет назад). В его трактовке Голливуд — это сборище шизофреников, шарлатанов и наркоманов, дурдом, который только каким-то чудом не огорожен забором с сигнализацией. Вот Гавана (Джулианна Мур) — актриса на закате карьеры. Ее мечта — заполучить роль в ремейке фильма, в котором когда-то играла ее мать. Слава умершей в молодости матери не дает Гаване покоя, причем буквально — ее призрак может беспардонно заявиться в самый неподходящий момент, например, во время группового секса.

А вот Стэффорд Вайс (Джон Кьюсак) — психотерапевт и ТВ-шарлатан со стажем, в своей методике недалеко ушедший от Кашпировского. Он устраивает для Гаваны сеансы то ли ускорения личностного роста, то ли экзорцизма, но ему самому бы не помешала психологическая помощь. Сын Стэффорда Бенджи — звезда телесериала, едва шагнул в пубертат, но уже успел крепко сесть на наркотики: «Дрю (Бэрримор. — Ред.) это не помешало». Его тоже навещают фантомы. А дочь Стэффорда Агата (Миа Васиковска) после долгого срока выходит из психиатрической больницы во Флориде. Ее внезапное возвращение сеет в «святом семействе» смуту, выявляя изначальное преступление, на котором построена вся эта голливудская идиллия, — инцест между братом и сестрой, отцом и матерью Агаты и Бенджи.

© Prospero Pictures

Но едкая сатира на Голливуд — это, пожалуй, самое неинтересное, что можно сказать про «Звездную карту». Критиковать голливудские нравы в 2014-м — не слишком ли поздно? Куда любопытнее тот жанр, который Кроненберг выбрал для этой критики, — история призраков. Именно это спектральное измерение делает киноленту уникальной в фильмографии канадца — до этого в интересе к загробному миру он замечен не был.

Кроненберг создал свою репутацию на фильмах о мутациях тела — его трансформации под тяжестью современных технологий исследовали «Муха», «Видеодром» или «Автокатастрофа». Но с конца 90-х режиссер все больше смещал акцент на непостоянство, текучесть человеческой психики. В «Экзистенции» мутации тела под воздействием компьютерных технологий служили лишь декорациями, в центре — игры с сознанием. Шизофрения в «Пауке», «Опасный метод», фильм о Фрейде и Юнге, выглядят как логическое завершение этой тенденции. Ничего удивительного, что, исследовав сначала тело (res extensa), а потом и душу (res cogitans), режиссер обратился к призракам — пограничным сущностям, которые подрывают устоявшуюся картезианскую дихотомию. Первые признаки этого интереса можно заметить уже в «Космополисе»: в этом фильме Капитал играл роль не менее важную, чем Роберт Паттинсон, — хотя роль эта и оставалась незримой, иными словами — призрачной (напомним, что, по Марксу, именно капитал превращает товар в «чувственно-сверхчувственную вещь»). Фантомы, которые населяют «Звездную карту», поначалу сбивают с толку, но интерес режиссера к ним вполне закономерен.

© Prospero Pictures

Когда Кроненберг снял «Видеодром», многие критики увидели в фильме карикатуру на теорию медиа Маршалла Маклюэна. «Звездная карта» выглядит как невольная и изуверская пародия на «хонтологию» Деррида. Призрак, уверял основатель деконструкции, — парадоксальная фигура: «присутствие отсутствия», «видимое ничто». Он преследует тебя из прошлого, но в то же время предопределяет твое будущее — будь то призрак коммунизма или тень отца Гамлета. Призрак путает карты. Понять, что делать с этим наследием, довольно сложно. Дар это или проклятие? Фантом молчаливо наблюдает за тобой и своим молчанием требует действий. Но каких? Он никогда не скажет. Призрак не может «говорить», не может давать четкие указания. Вряд ли кто-то назовет Кроненберга дерридеанцем (и уж точно он отсекает этический момент этой теории), но «Звездная карта» построена по всем правилам «хонтологической», или спектральной, логики. «Б**дь, чего ты от меня хочешь?» — огрызается Бенджи на дух девочки, которую его угораздило навестить в госпитале незадолго до ее смерти. Она только улыбается и читает стих Поля Элюара «Свобода». Призрак как наследие, с которым нужно разобраться, — сюжетная линия героини Джулианны Мур, получившей от матери не только старомодный особняк в Голливуде, но и травмы с комплексами. Фантом на экране, а потом и в жизни (в жизни ли? она же призрак!) не дает покоя актрисе, и единственная надежда его победить — это самой стать фантомом своей матери, сыграть ее роль в ремейке.

© Prospero Pictures

Парадоксальная темпоральность фильма обнаруживается в обыденной сцене в забегаловке: Агата сидит с водителем такси (Паттинсон) и предлагает ему киносценарий, где тугой спиралью свернут сюжет того фильма, который мы, собственно, и смотрим, — то, что мы видели, и то, что нас ждет. «Тема инцеста не слишком заезжена?..» «Это будет инди про брата и сестру...» «Добавим немного мифологии, и будет замечательно...»

Агату воспринимают как чокнутую, и ее внезапное возвращение тоже сродни вторжению призрака. Может быть, поэтому она единственная, кто не боится фантомов прошлого и настоящего. Другие от них бегут, она же воспринимает их как данность. Даже больше — как руководство к действию. Агата и ее брат регулярно зачитывают вслух стих о свободе — но абстрактная свобода может обрести полноту реальности, только если она включает элемент ответственности, в данном случае — перед прошлым. Получается почти как по Канту, который понимал свободу как долг. Кроненберг же видит за этим словом amor fati, умение наследовать судьбу.

Только Кант возводил долг в универсальный принцип, спектральная логика же заставляет каждого из нас вырабатывать этическое отношение с нуля.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20242585
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20243473
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411081
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202417665
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202421851
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427178
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427971