29 октября 2021Кино
1713

Гид по Большому фестивалю мультфильмов

Новая анимация онлайн и офлайн: девять индивидуальных программ на любой вкус

текст: Дина Годер
8 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Дополнить ничего не могу» (Россия, 2020), реж. Татьяна Стефаненко© Большой фестиваль мультфильмов
    Маршрут 7. Документальная анимация

    Мы уже давно продвигаем документальную анимацию, так что нашим зрителям не надо объяснять, что это такое, но даже тем, кто впервые о таком слышит, я очень советую посмотреть наши две программы анимадока, поскольку, по-моему, они в этом году особенно крутые и хочется рассказать буквально о каждом фильме.

    В программе «Личные истории»: ВОСПОМИНАНИЕ, ВОСПОМИНАНИЕ Бастьена Дюбуа я уже упоминала в маршруте «Звезды анимации», этот фильм очень призовой, причем много призов брал на фестивалях, тяготеющих к документальному кино, ну и «Сандэнс» и т.д. На меня он очень сильное впечатление произвел: в нем Бастьен рассказывает, как пытался узнать у деда о том, как тот в юности воевал в Алжире, а дед не хотел рассказывать, говорил что-то незначительное, но внуку всегда казалось, что есть за этим молчанием что-то важное и, наверное, страшное. Узнать он так и не успел. Но вот это мучительное желание и нежелание, страх узнать что-то ужасное о родном человеке и есть содержание его фильма. Как по-настоящему глубокий и совестливый человек, Бастьен пытается разобраться не только в истории, но и в себе: ведь история через годы повлияла и на него тоже. Нам это должно напоминать более свежую российскую историю солдат, вернувшихся из Афганистана и Чечни и замолчавших, не понимая, что они сейчас об этом страшном опыте могут рассказать своим детям и внукам.

    РАЗГОВОРЫ С КИТОМ Анны Само — одновременно метафорическая история о творчестве и личная — о том, как Анна, получая на свой прошлый фильм от фестивалей отказ за отказом, решила буквально нырнуть в новый фильм, импровизационно сочиняя под камерой историю о мечтах и амбициях.

    ВИШНЕВАЯ КОСТОЧКА Евгении Гострер — это разговор Жени со своими родителями, эмигрировавшими из России в 90-х в Германию, о том, зачем они это сделали, и собственные воспоминания о том времени. Это очень важный разговор на тему, которая меня давно волнует: имеет ли смысл эмиграция «ради детей», эмиграция, которая, в сущности, останавливает жизнь еще не старых людей и вместе с тем часто не приносит счастья детям.

    Кадр из фильма «Мы надеемся, тебе не придется возвращаться» (Польша, 2020), реж. Анастасия НауменкоКадр из фильма «Мы надеемся, тебе не придется возвращаться» (Польша, 2020), реж. Анастасия Науменко© Большой фестиваль мультфильмов

    МЫ НАДЕЕМСЯ, ТЕБЕ НЕ ПРИДЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ — тоже про эмиграцию, но тут Анастасия Науменко из Украины, уехавшая учиться в Польшу, пытается метафорически объяснить свой опыт, в котором даже тело не может привыкнуть к новому способу жизни в другой стране.

    ДОПОЛНИТЬ НИЧЕГО НЕ МОГУ Татьяны Стефаненко — фильм, рассказывающий о судьбе репрессированного в 1938-м Якова Янцена из семьи немцев-меннонитов. И о том, как его след искала правнучка.

    У ВСЕХ МУЖЧИН ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТУФЛИ Анастасии Лисовец, студентки «Вышки» (он стоит и в национальном конкурсе тоже), — просто, с юмором и нежностью снятый очень сложный сюжет для проекта «Иллюминатор», работающего с темой принятия родителями ЛГБТ-детей. Речь идет о пути трансгендерного юноши, впрочем, настолько счастливом, насколько это возможно в наших условиях.

    МАМИНЫ ВОЛОСЫ Алексея Евстигнеева — еще одна история про принятие себя. Тут документальный сюжет переводится в форму сказки, а речь идет о страдающей алопецией девушке, которая, только когда выросла, решилась отказаться от парика из маминых волос. Тут режиссер решил соединить рисованную анимацию с игрой с волосами.

    Вторая программа анимадока называется «То, что нас тревожит», фильмы в ней не хуже, чем в первой, но я уже почти все их рекомендовала в других маршрутах; тут есть и КОРА — победитель Анси, и ЖИЗНЬ-ПАСКУДА Вари Яковлевой, и МАЛЬБЕК, которые я рекомендовала в маршруте для фанатов анимации, и экологический, блестящий по форме ОРГИАСТИЧЕСКИЙ ГИПЕРПЛАСТИК Пола Буша, и ЛУНА Томека Попакуля — эти фильмы были в маршруте по звездам анимации. Но кроме упомянутых тут есть еще несколько отличных картин.

    Кадр из фильма «Всего лишь ребенок» (Швейцария, 2020), реж. Симоне ДжампаолоКадр из фильма «Всего лишь ребенок» (Швейцария, 2020), реж. Симоне Джампаоло© Большой фестиваль мультфильмов

    ВСЕГО ЛИШЬ РЕБЕНОК — большой международный анимационный джем на экологическую тему, положенный на запись речи в защиту планеты двенадцатилетней Северн Куллис-Судзуки, произнесенной на саммите ООН в Рио в 1992 году (вы же не думали, что Грета Тунберг была первым ребенком, испугавшимся того, что мы делаем с природой?). Он получил важный приз жюри в Штутгарте.

    Еще один, уже отечественный, экологический ролик — РАЗДЕЛЯЙ, ТАНЦУЙ, СОРТИРУЙ Евгения Ипполитова выглядит как танец мусора на тему раздельного сбора отходов.

    За исторические сюжеты в этой программе отвечает одна из серий проекта ЖИВЫЕ МЕМОРИИ — СЕРИЯ 4. МАРИНА ШТОРХ, сделанная Александрой Харитоновой по трагическим воспоминаниям дочери Густава Шпета (их отлично читает Мария Смольникова).

    ЖИЗНЬ В ДВИЖЕНИИ — ролик Осберта Паркера, рассказывающего о том, что причин для миграции людей множество. Он строит свой фильм на реальных рассказах людей, но при этом делает их маленькие копии с помощью сканирования и 3D-печати и, ведя сюжет, перемещает их по карте мира, словно фигурки в игре.

    ВНУТРИ Яна Шапотеля — удивительный фильм, где анимация создается из монтажной игры с окнами дома напротив. Тоже, как мне кажется, ход, вызванный карантином и тем, как много времени мы проводим в доме, глядя на мир из окна.

    Кадр из фильма «Легкое безумие, долгое помешательство» (Франция, 2020), реж. Марин ЛаклоттКадр из фильма «Легкое безумие, долгое помешательство» (Франция, 2020), реж. Марин Лаклотт© Большой фестиваль мультфильмов

    Анимадок в программе фестиваля не исчерпывается специальными программами. Он есть практически во всех разделах, иногда дублируясь в докпрограммах, а иногда нет. Например, в российском конкурсе есть студенческий фильм КУРОЧКА-УМНИЧКА Дарьи Сидловской, снятый по воспоминаниям дедушки, который был ребенком во время войны. ЛЕГКОЕ БЕЗУМИЕ, ДОЛГОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО Марин Лаклотт стоит и в конкурсе, и в специальной программе «За забором» о ментальном и душевном здоровье (я о ней расскажу завтра). Это кино, снятое с открытостью и доброжелательностью по наблюдениям в психиатрической лечебнице и стремящееся показать нам, что ее пациентов не надо бояться. ОЩУЩЕНИЯ В МОЕМ ЖИВОТЕ Марко Джешка (международная конкурсная программа 4) — грустная история трансгендерной девушки, которая пытается найти себя в своем новом теле и наладить с кем-то близкие отношения, но это оказывается сложно. ТЕЛА В БОРЬБЕ Каталины Ибаньес — история чилийской девушки, участвующей в протестных акциях (на вид это похоже на акции «Пусси Райот»), но сталкивающейся с агрессивным мужским миром на улице после выступления (программа «Только для женщин»). В спецпрограмме «За забором» много документальных сюжетов. ДЯДЮШКА ТОМАС, УЧЕТ ДНЕЙ знаменитой Режины Пессоа — ее трогательные детские воспоминания о странном, но очень любимом дяде. ЗА ЗАБОРОМ Маши Коган-Лернер — сильный фильм, сделанный с помощью толстой металлической проволоки по дневникам женщины, много лет жившей в психоневрологическом интернате. ХОРОШАЯ, ПЛОХАЯ, ЗЛАЯ — фильм, где Соня Горя очень весело и внятно, как учитель, рассказывает о своем опыте жизни с биполярным расстройством.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202322623
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202327455