12 ноября 2021Искусство
93

Время Кавказа

О том, как фестиваль «Кавказ обетованный» меняет восприятие истории и нас самих

текст: Анастасия Семенович
Detailed_picture© Анастасия Семенович

В середине октября в Дербенте прошел этнокультурный фестиваль «Кавказ обетованный», анонсированный как первый в своем роде, посвященный народам Большого Кавказа. Фестиваль, согласно амбициозному замыслу, будет регулярным, а в 2021 году его организовал Российский еврейский конгресс, и многие мероприятия посвятили культуре горских евреев.

Уточню, что фестивальная программа была завязана в основном на музыке, в то время как я специализируюсь на изобразительных искусствах, кроме того, до этого я не была на Кавказе — и очень хотелось не ошибиться с точками опоры в новом месте. Потому что этнокультурных мероприятий в России много, их смысл для туристов и заезжих журналистов схож, а разница — в местном климате, — в том, зачем «Кавказ», например, Дербенту. Чем более «колоритно» всё на поверхности, тем важнее детали.

Дербент с крепостной стеныДербент с крепостной стены© Анастасия Семенович

К Кавказу и «Кавказу» можно применить сотни линз, подгоняя «оптику» под идею/идеологию. Оптимистично-идеалистично можно вписать его в модный контекст деколонизации — над актуальностью которой для России стоит поспорить, как и вообще над «колониальным» в наших реалиях. Все-таки мода на деколонизацию приходит из стран, у которых другая структура и другие отношения с ∗бывшими∗ колониями. Пессимистично-меланхолично можно назвать этнокультурные проекты актами, напротив, колонизации, указать, что фестиваль привозит столичных и зарубежных звезд, московских журналистов, организаторы и гости счастливы, но сложно отделаться от ощущения выездной вечеринки метрополии. Но это будет одномерно и без учета главного — «климата».

Вечерний ДербентВечерний Дербент© Анастасия Семенович

Кавказ не нуждается в романтизации — регион давно играет роль «дивного Востока» империи — Пушкин, Лермонтов, войны, «Кавказская пленница», шашлык, войны, Хабиб, шашлык, войны и далее, далее. Стереотипы настоялись, от них устали, а что за ними — мы не очень понимаем. Глядя на фестиваль, я думала о советской культурной политике — как она кроила «народные» культуры по типовым лекалам. Не лучшая форма жизни «национального» начала, казенная, не романтическая. Но она до сих пор формирует представления россиян о регионах страны и соседях, и историческая инерция работает против России, она как материнское образование — самая неповоротливая, именно отсюда еще кажется возможным применить «советский» фильтр, хотя он уже не ок. Не потому, что кромешно ужасен — нет — просто не актуален, и до нас нескоро дойдет, что естественно, но, увы, плохо для нас.

Нынешняя империя (или «империя») слабее советской. Да, разговор о национальных культурах все равно упирается в отношения этносов с властью (если они есть — то есть власть вообще этнос замечает) и их репрезентацию — тоже для власти, которая где-то там. В пользу слабой хватки метрополии вспомним флешмоб — в сети всерьез призывали по ходу переписи населения называться представителями малых народов (или орками, или эльфами), чтобы «размыть титульную нацию». Сложно представить такое в настоящей империи.

Забор, отгораживающий мореЗабор, отгораживающий море© Анастасия Семенович

Да, для масштабной жести наше государство слишком рыхлое, и тут, мне кажется, важно оценить момент. Этнокультурные проекты актуальны хотя бы потому, что многие россияне знают два-три поколения своих родных — не больше — а искать «корни» интересно и даже модно. Рыхлость государства, отсутствие магистрали культурной политики дают шанс локальности, не конструкту — если она захочет себя показать. С этой точки и стоит смотреть на «Кавказ обетованный».

На выставке «Открывая синагогу Темир-Хан-Шура»На выставке «Открывая синагогу Темир-Хан-Шура»© Анастасия Семенович

На фестивале таким выпуклым проектом мне показался «Открывая синагогу. Темир-Хан-Шура». Это не событие, а процесс — что не сразу понятно приезжим, но многое говорит о «климате». Речь о синагоге XIX века в Буйнакске. Когда-то в городе была большая община горских евреев, но — войны, миграция — синагога опустела больше двадцати лет назад, стояла за забором. Сейчас ее возвращают в местный контекст как нечто не еврейской, а общекультурной важности. И, кажется, с местом работают бережно: изучают, проводят там перформансы — снова приводят людей в «заброшку», это важно — вернуть не только зданию людей, но и его — им. В синагоге нашли старые обложки молитвенников, израильский художник Макс Эпштейн нарисовал на них портреты и виды Кавказа. В здании Эпштейн создал инсталляцию из найденных предметов, говорил о важности фактуры, ее памяти.

Макс Эпштейн. Обложки. 2019. Найденные обложки молитвенников (сидуров), тушь, темпера<br>На выставке «Открывая синагогу Темир-Хан-Шура»Макс Эпштейн. Обложки. 2019. Найденные обложки молитвенников (сидуров), тушь, темпера
На выставке «Открывая синагогу Темир-Хан-Шура»
© Анастасия Семенович

Словом, может получиться киногеничная история о том, как дагестанская синагога живет в двух измерениях: физическом, музейно-мемориальном, и образно-памятном — как часть жизни семей, которые отсюда уехали. Занимается проектом Северо-Кавказский филиал ГЦСИ при поддержке Российского еврейского конгресса. Это кропотливая работа — как я и говорила, процесс, который не зависит от фестивальных вечеринок.

Проекту посвятили выставку в Музее истории мировых культур и религий в Дербенте, и там самый простой экспонат оказался самым сильным — это скамьи из синагоги, заставшие поколения верующих. Обычные деревянные скамьи — только старые. В последние годы в Буйнакске осталось тринадцать семей горских евреев, у большинства уже нет сил ходить в синагогу, а скамьи помнят их и их предков.

Вы видите, как в России реставрируют, например, православные храмы — их делают кипенно-свежими, похожими на только вынутый из формы чизкейк. «Как новая» — это, типа, комплимент. Ни щербинки, ни потертости. А помните старые, похожие на похудевший к центру обмылок мраморные ступени, скажем, в Италии? Это время — и оно красиво. Скамьи из синагоги тоже такие — потертые, просиженные, прожившие. Сядешь — и услышишь вздох-скрип. Думаю, инсталляция из таких артефактов похожа на бережное отношение к времени.

На выставке «Открывая синагогу Темир-Хан-Шура»На выставке «Открывая синагогу Темир-Хан-Шура»© Анастасия Семенович

В Дербенте есть еще пример длящейся истории — персидский хамам, который восстановила и поддерживает местная семья. Бани и хамамы — моя слабость, а работающий хамам XVII века в России кажется чудом. Старинный хамам — часть не музейного, а живого наследия, к тому же это тоже процесс. Мыться — процесс, беречь и содержать старинный хамам — процесс. И все это, как для меня еженедельная баня — часть жизни, а не бирюлька для колорита. Мне удалось поговорить с Гаджи Мамедовым, которого в городе называют «хранителем хамама». Выяснилось, что дело начинал его дед в 60-е. Пинджали Мамедов ушел добровольцем на войну, а вернувшись стал слесарем — по словам внука, он был из тех, про кого говорят «золотые руки». Теперь всю семью Мамедовых зовут «банщиками».

«В 60-х годах мой дед Пинджали Мамедов восстановил хамам, но другой, не этот, — говорит Мамедов. — Рядом с Джума-мечетью есть женская баня — ее он и восстановил, она работала семнадцать лет. А потом, в 1984 году, власти отобрали у деда хамам. Пытались сами запустить, но не справились с управлением и через полгода предложили деду опять им заниматься. Но он уже отказался — и с тех пор тот хамам закрыт.

Руины хамама в крепостиРуины хамама в крепости© Анастасия Семенович

А восстановление этого хамама началось так: наш дом был рядом с ним, я бегал по его крыше, когда был ребенком. Позже задняя часть хамама начала давать осадок, проседать. Приехала специальная комиссия, сделали замеры — но это был 1994/95 год, никому до здания не было дела, рушится и рушится. В один прекрасный день часть хамама, в которой котельная, обрушилась. Опять приехала комиссия, все сняли, замерли, сказали: “денег нет, но вы держитесь”. Потом начались дожди, а это старая постройка, здесь только земля и камень, стало промывать породу — и обрушилась еще часть. Тогда дед сказал: “дайте мне этот хамам, я его восстановлю”. И действительно восстановил — четыре года наша семья этим занималась за свой счет, лично мне было одиннадцать лет. Тогда многие не верили, что что-то получится — все-таки состояние у хамама было плохое.

Внутри, например, было так: реставраторы в 60-х отбили всю штукатурку и весь хлам и мусор засыпали в старинные каналы: воздуховод и водоотводы забили, утрамбовали и так законсервировали. Это все нужно было прочищать, мы вывезли около двух КАМАЗов мусора. С 1997/98 года хамам работает как общий, два года назад я его закрывал на реставрацию, недавно снова открыл. Сделали там зону СПА, аромакомнату, соляную».

Руины хамама в крепостиРуины хамама в крепости© Анастасия Семенович

Мамедов говорит, гости признаются, что больше впечатлений получили, моясь в хамаме, чем гуляя по городу. «Понимаете? Они хотят почувствовать. Это хамам XVII века — единственный работающий в городе и самый старинный хамам в России».

Если вы не в курсе, чем отличается хамам в спа-комплексе от исторического: в «настоящем» хамаме нет парогенератора. «Это легкий способ сделать пар, — Поясняет Мамедов. — Но ведь раньше не зря говорили: “хамам топится одной свечкой”. Если сейчас выключить хамам и закрыть все вытяжки — тепло будет сохраняться примерно месяц, здесь толщина стен около двух метров. Но и чтобы его раскочегарить, нужен месяц — поэтому он должен работать круглый год. И я считаю, было бы здорово, если бы в городе заработали все хамамы». Дербентский хамам отличается от, например, старинных турецких. Мамедов поясняет, что этот хамам — персидский, в нем есть «холодный зал», которого нет в турецких банях. «Банщик» приглядывался и к руине хамама в Дербентской крепости: говорит, его можно было бы восстановить и запустить, но — «ЮНЕСКО не разрешит». А «свой» хамам он, возможно, переименует — назовет в честь дедушки. «Если бы не он, здесь сейчас стоял бы чей-то дом».

Женщина набирает воду в старой части ДербентаЖенщина набирает воду в старой части Дербента© Анастасия Семенович

Эта история тоже про время — и про то, как старый хамам, семья Мамедовых, туристы и местные жители нужны друг другу.

И третья история про время (и причудливое реставрационные принципы) из Дербента. Местная Джума-мечеть построена в VIII веке, это старейшая мечеть в России. В последние пару лет Минкульт занялся ее реставрацией, и это заметно: на старых фото стены заштукатурены и покрашены, я же застала их голыми — разновозрастные камни и кирпичи. Это настоящее место, намоленное не в контексте религии (кстати, тут молятся и шииты, и сунниты), а непрерывностью времени. История же в том, что я обнаружила отштукатуренный придел — похожий на чизкейк с зеленым, голубым и золотым, и даже нарядной люстрой.

Джума-мечетьДжума-мечеть© Анастасия Семенович

В администрации Дербента неопределенно сказали, что в новом виде интерьер мечети прихожанам не понравился — и пришлось менять проект. Потом и вовсе предложили спрашивать Минкульт — все-таки и проект, и деньги федеральные. Гаджи Мамедов на вопрос о мечети и отремонтированном приделе ответил странно: что «это сами люди, без Минкульта сделали». Если верить Госзакупкам, весной Министерство действительно объявляло тендер на изменение проекта.

Джума-мечетьДжума-мечеть© Анастасия Семенович

Как бы то ни было, в дербентской Джума-мечети музейный подход встретился с бытовым, ведь мечеть — действующая и почитаемая, у нее есть даже паблик в Инстаграме с тысячами подписчиков. И прихожане хотят, чтобы она была посимпатичнее — на их вкус. Все-таки они там молятся, а не чиновники из Минкульта и даже не реставраторы. Как не вспомнить византийские мозаики Айя-Софии в Стамбуле, которые завесили после того, как музей снова стал мечетью. Не знаю, как в итоге будет выглядеть Джума-мечеть, но сейчас она больше похожа на убежище, чем на привычную — и более новую — «богатую» мечеть или церковь. В этом месте с голыми камнями приятно быть — там много фактур, у них есть память.

Вина в супермаркетеВина в супермаркете© Анастасия Семенович

Так вот, мы не договорили про исторический момент. По-моему, мы в той точке, с которой многонациональность (много — звучит как моно) вот-вот разбежится в разные стороны, где эльфы и орки «размывают титульную нацию». В доживающей империи нельзя не любоваться инерцией от центростремительной силы, когда самой силы осталось чуть, и грешно упустить опыт мультикультурности (еще одно модное слово). Медиа и интеллектуалы из «первого мира» о таком не расскажут — у них было давно и не так, а мы можем почувствовать, сходив в двухтысячелетнем Дербенте в баню XVII века, сев на скамью из старой буйнакской синагоги.

Нынешняя Россия (как и всегда) — захватывающе многослойная, парадоксально экзотическая по отношению к самой себе, но если говорить про Кавказ — или, как говорят, Большой Кавказ — то его урок для меня оказался в отношениях со временем и проживании опыта. Надеюсь, что-то такое он и имел в виду.

© Анастасия Семенович

Больше текстов об исторических озарениях — в телеграм-канале автора.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 2024982
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202410711
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202415790
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421004
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202422688