Разговор с невозвращенцем
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202410460Эксперт-искусствовед Елена Баснер была задержана в Санкт-Петербурге и подозревается в крупном мошенничестве при экспертизе картины Бориса Григорьева «В ресторане». В 2009 году она дала устное положительное заключение о подлинности полотна коллекционеру Андрею Васильеву, который купил его за 7,5 млн рублей у издателя Леонида Шумакова. Два года спустя в Государственном Русском музее прошла выставка Бориса Григорьева, где экспонировалась картина, по композиции похожая на ту, которую приобрел Васильев, только под названием «Парижское кафе». Андрей Васильев, известный своими связями и серьезной репутацией, написал заявление в «антикварный» отдел оперативно-розыскной части № 3 ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти. Более года петербургские следователи не могли возбудить уголовное дело, но в августе 2013-го Васильев добился аудиенции у начальника СК Александра Бастрыкина, который дал ход тогда уже заглохшему делу. В связи с чем и была арестована и помещена в СИЗО Елена Баснер. До 2003 года Елена Баснер работала в Русском музее, сейчас она консультирует шведский аукционный дом Bukowski в области русского искусства. В 2008 году совместно с другими учеными запатентовала метод определения подлинности полотен, основанный на радиоизотопном анализе. Определенный набор веществ, оставшихся в воздухе после испытания атомной бомбы, можно обнаружить в красочном слое картины, если она написана после 1945 года. Сейчас родственники, друзья, адвокат Лариса Малькова и все сочувствующие борются за отмену меры пресечения, связанной с лишением свободы. Сам коллекционер Андрей Васильев против заключения Елены Баснер и заявил о своем желании увидеть эксперта на свободе и встретиться с ней в состязательном суде.
COLTA.RU узнала у специалистов, что они думают о случившемся.
1) Что вы думаете о ситуации с Еленой Баснер?
2) Как происходящее отразится на российских музеях?
3) Что вы думаете об экспертизе произведений искусства в России?
искусствовед, эксперт по русской живописи первой половины ХХ века
1) Я не допускаю возможности участия Елены Баснер в создании подделки с целью ее продажи. Содержание ее, человека не самой первой молодости, с сердечно-сосудистыми проблемами, гипертонией, в СИЗО — совершенно неадекватное по сути и бесчеловечное варварство.
2) Как отразится на музеях — не знаю. Третьяковка как музей уже довольно давно проводит экспертизу только по запросам государственных организаций.
3) Это отдельная большая тема, могу сказать, что ситуация с этим у нас не хуже, чем на Западе, а в чем-то, возможно, и лучше. В частности, метод радиоизотопного анализа, запатентованный Баснер, является действенным инструментом определения фальшивок произведений авангарда для живописи маслом. Кроме того, на Западе опровержение фальшивок в случае, например, их публикации как подлинных работ сопряжено с юридической угрозой: разоблачающего обвинят в том, что он порочит профессиональное достоинство публикатора, как бы халтурно ни была сделана публикация. Но при этом техническая оснащенность экспертизы там, вероятно, лучше.
историк русского авангарда, один из авторов метода радиоизотопного анализа
1) Я думаю, что это заказное дело. Понимаете, чиновникам, как всегда, не хватает денег, поэтому они подминают экспертное сообщество под себя, что мы сейчас и наблюдаем.
2) На музеях в целом как на учреждениях не отразится никак, так как их огромное количество.
3) Это слишком общий вопрос: как спросить о глобальной погоде в мире. Есть эксперты плохие, а есть хорошие, есть эксперты честные, а есть продажные.
старший научный сотрудник (Государственная Третьяковская галерея), кандидат искусствоведения
1) Я в корне не согласна с заключением Елены Баснер под стражу. Абсолютно убеждена в том, что профессионал такого высокого уровня, как она, не стал бы ставить под удар свою репутацию ради обогащения.
Серьезное экспертное заключение по поводу спорного произведения не может основываться лишь на его визуальном стилистическом анализе. Другой немаловажной составляющей экспертизы является технико-технологический анализ, проводимый в лабораториях музеев или НИИ специальной направленности (ВХНРЦ имени Грабаря, ГосНИИР). Экспертное заключение должно складываться из суммы мнений. То, что Васильев на свой страх и риск пренебрег лабораторными исследованиями, не делает Баснер виновной в чем-либо.
2) На российских музеях происходящее не должно как-либо отразиться, потому что в них продолжают работать специалисты высокого класса, преданные своему делу.
3) Научная экспертиза произведений искусства в России, как и в любой другой стране, проводится с использованием всего комплекса современных методов исследований, в отличие от антикварного рынка, зачастую прибегающего к различного рода допущениям. Сложившаяся ситуация хорошо проиллюстрировала подобный подход.
доктор искусствоведения
1) Ситуация находится за гранью понимания. Прежде всего неоправданной жестокостью принятых уже мер. Для меня, близко знающей Елену в течение 35 лет как человека и как ученого, она и мошенничество несовместимы. Выдвинутые обвинения вызывают сплошные вопросы. Если что здесь и может быть, то это атрибуционная ошибка, но и это еще требует доказательств (нужны дополнительные независимые экспертизы произведений, фигурирующих в деле). В общем, замечательное начало года культуры!
2) Принесет только вред. К музеям будет стянуто активное отрицательное внимание. Вот уже снова в сознании масс возникает образ музея как зоны криминала и подделок.
3) Я не занимаюсь непосредственной экспертной деятельностью, поэтому могу судить о ситуации только со стороны. Большинство скандалов, например, с русским авангардом, как кажется, происходит в последнее время за рубежом или приходит оттуда. Необходимо, чтобы у отечественных экспертов были здесь какие-то рычаги воздействия. Большую роль в развитии экспертного дела мог бы сыграть тот метод, который инициировала и разработала совместно с группой ученых как раз Е.В. Баснер. Но что-то незаметно, чтобы он вызвал к себе тот интерес в экспертном сообществе и государственных структурах, которого, несомненно, заслуживает. Для нормализации ситуации с экспертизой, вероятно, необходимо точно прописать правовые моменты.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202410460Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202411626Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202414657Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202415621Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202420160Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202420814Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202422536