Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20243424В галерее «Риджина» открылась выставка Павла Пепперштейна.
В Москве все разговоры о политике и о политиках — российских, украинских, любых. Понятно, что все в мире имеет политическое измерение, но иногда говорят в лоб, буквально. Время такое. Вот и Павел Пепперштейн открыл выставку под названием «Святая политика». Вообще художник постоянно делает выставки. Например, одновременно с московской проходит выставка в Берлине — там все весело и хорошо, но совсем другая история, отвлеченная, скажем так. Контекст иной.
На подходе к «Винзаводу» прохожие говорят: «Ненавижу Путина. Знаешь, что они на этот раз придумали!..» Обычная сценка. Видимо, ни один разговор в России, как и вечеринки или перекуры на работе, без подобных высказываний не обходится. А что еще обсуждать? Погоду разве что. Мороз, впрочем, воспринимается в том же ключе — все рифмуется с резким похолоданием во внутренней политике РФ, когда к работникам вузов из-за перепостов в социальных сетях приходят сотрудники ФСБ, а в СМИ обсуждаются угрозы стропилам и духовным основам «нашего дома».
У Пепперштейна, как всегда, ирония смешана с грустью. Веселиться действительно особо не получается. Все глупости, которые в огромном количестве генерировались российскими министрами и депутатами, считываются на раз. Например, сценарий фильма о мальчике, который создал «целый мир с единственной целью — чтобы этот мир объявил ему войну и убил его», хорошо сочетается с минкультовской идеей поддерживать только правильное кино, чтобы без искажения истории, без пропаганды и разжигания. У пепперштейновского мальчика госзаказ попроще, хоть размах и велик, но его самоубийственная логика бьет в самую сердцевину этой страсти все проконтролировать и спродюсировать, раз мастеров культуры может в творческом угаре занести не туда, куда надо.
Вот Европа — естественно, in trouble; чем не разговоры о загнивающем «евросодоме», который «наводнили мигранты» и где «насилуют наших детей» — мы же это часто слышим. Американский Капитал с цепкими когтями и долларами в глазах и загадочная Россия, окруженная Китаем и Ближним Востоком, смотрят на беззащитную и беззаботную Европу, готовые разорвать ее на части. Ну и, разумеется, современное искусство торчит из нацистского мундира — нам ведь политологи и телеведущие разъяснили, что от выставки в музее и акции на площади не так уж далеко до экстремизма и терроризма.
Еще есть избушка в ветвях дерева, которую «скрывает от нас современная орнитократия». Вообще от нас, как и от жителей всего мира, страдающих под пятой «загнивающего Запада», где «так называемая демократия» и «так называемые права человека», многое скрывают, и если бы не было канала Russia Today и Аркадия Мамонтова, срывающих покровы, то как бы мы осознали, в каком глубоком кризисе находится человечество. Теперь-то мы знаем, что «***ная цивилизация небоскребов убивает радость жизни и превращает все в тошнотворный дебилизм».
По новорусской духовности Пепперштейн тоже проехался. «Все мы с нетерпением ожидаем появления политической силы, способной остановить научно-технический прогресс», — говорится на одной из картин, и нечто лучезарное в валенках выходит на арену истории. Можно смело сказать: есть такая партия! Пока люди еще не готовы к свету истины, поэтому она глубоко законспирирована (приходится быть осторожными, кругом враги), но подготовительная работа активно ведется.
За это мы и любим Павла Пепперштейна, лаконичными фразами и яркими образами он говорит о нашем времени больше, чем многословный Пелевин или журналистская колонка на актуальную тему. Как выразился сотрудник научного отдела ЦСК «Гараж» Максим Крекотнев, пепперштейновские графика и живопись — лишь «вершина айсберга его литературно-изобразительного гезамткунстверка», и за ней еще многое скрывается. По его мнению, эти работы — это «такие огромные витрины, демонстрирующие определенный призыв». Только витрины, только короткие истории — нет ни «больше ада», ни какого-либо продолжения. То, что доктор прописал.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20243424Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20244897Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202411753Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202418329Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202419009Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202421768Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202422509Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202427615Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202427823Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202428491