7 апреля 2016Искусство
378

«Лукас Кранах — персонаж в некоторой степени более досягаемый»

Путеводитель по выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом»

текст: Василий Расторгуев
16 из 24
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    XV
    Лукас Кранах Старший. «Женский портрет» (1526) / Лукас Кранах Старший и мастерская. «Курфюрст Саксонии Иоганн Фридрих Великодушный», «Сибилла фон Клеве, герцогиня Саксонская»

    Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж / Гота, Фонд замка Фриденштайн

    Эта работа из Эрмитажа является суммой всех кранаховских женских портретов: мы находим в ней его стереотипно написанные костюмы со шнуровкой, и его плоскостно написанные руки, и немецкий пейзаж, и характерную красную шляпу, в которую одеты его многочисленные Венеры, куртизанки и многие другие персонажи, вышедшие из кранаховской мастерской. Само собой разумеется при этом, что, в отличие от множества других, вещь эта качественная, и в чертах лица модели с узкими глазами и несколько плосковатым лицом, писанным не то в фас, не то в профиль, не то одновременно и так и так, видят предположительно или вполне достоверно портрет Сибиллы фон Клеве, Сибиллы Клевской, которая была супругой Иоганна Фридриха Великодушного и которая могла этими своими чертами наделить многих других кранаховских красавиц. Украшения на шее — по утверждению современных ученых — не золото, а делались из дерева по специальной технике, напоминавшей папье-маше. Полезно сравнить этот портрет с висящими рядом небольшими изображениями, делавшимися в мастерской: напоминающие сегодняшние открытки, они были чем-то между листовкой и визитной карточкой и основывались на печатной графике, которая раскрашивалась. Текст, нанесенный типографским способом, перечисляет заслуги портретируемого, а в том, как искажены почти до карикатуры образы Иоганна Фридриха и Сибиллы фон Клеве, можно даже увидеть прообраз еще очень отдаленной эпохи немецкого экспрессионизма, извлекшей из мастерской Кранахов свои уроки.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20243303
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20244691
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202411656
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202418233
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202422407
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202427725
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202428408