«Стреляйте на здоровье»

Страна под санкциями склонна к нервному поведению. Осенью в Думе будет обсуждаться законопроект, который позволит полицейским стрелять в женщин и по толпе демонстрантов

текст: Азамат Кантемиров
Detailed_picture© Кирилл Гатаван / Colta.ru

1 июля группой депутатов из всех фракций в Госдуму был внесен законопроект поправок к закону «О полиции», который существенно расширяет полномочия сотрудников МВД. В частности, поправки разрешают полицейским стрелять в женщин, использовать оружие в общественных местах и вскрывать машины. Азамат Кантемиров узнал мнение троих экспертов по этому поводу.

Игорь Каляпин

председатель межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток»

На мой взгляд, появление этого законопроекта — не злой умысел, а разгильдяйство. Вопрос о применении оружия нуждался в регламентации. Сейчас полицейские не понимают, в какой ситуации его применять можно, а в какой нет. На практике выходит, что они боятся пистолет достать. Во всем мире знают, что если полицейский остановил человека, то тот не должен совершать никаких движений, которые можно принять за попытку достать оружие. А у нас совершенно непонятно, какие права есть у полицейских, а какие у граждан.

Не сильно важно, существует эта оговорка насчет женщин с явными признаками беременности или нет. Понятно, что если женщины нападают толпой, то они представляют не меньшую угрозу, чем мужчины. Но полицейскому руководству нашей страны стоило бы крепко подумать, так ли эта норма нужна. У нас так часто женщины нападают на вооруженных полицейских? Никто не говорит, что женщины не совершают преступлений. Немало женщин сидит за разбой в нетрезвом виде или бытовое убийство. Но интересно: сколько зарегистрировано случаев нападения женщин на вооруженного полицейского?

Я лучше стреляю, чем большинство моих друзей-полицейских. Закон могут принять, и он начнет действовать, а научатся ли они попадать туда, куда целятся, — неизвестно.

К сожалению, в этих нормах я вижу опасность. Я могу привести несколько примеров, когда стрельба даже подготовленных сотрудников спецподразделений приводила к жертвам. Это говорит о низкой профессиональной подготовке полицейских. Вам любой из них скажет, что стреляют они очень редко. Я лучше стреляю, чем большинство моих друзей-полицейских. Закон могут принять, и он начнет действовать, а научатся ли они попадать туда, куда целятся, — неизвестно. Не секрет, что ожидается ухудшение экономической ситуации, и это выльется в тяжелые социальные последствия. Для того чтобы противодействовать массовым выступлениям граждан, полицейским и хотят дать эти права. Естественно, что если такими полномочиями наделяется огромная армия МВД, то и ФСБ не останется в стороне. Но, честно говоря, эфэсбэшные полномочия не вызывают тревоги. Вряд ли они массовые расстрелы устроят. А вот сотрудники МВД никак не готовы к этому. Их нужно научить отличать ситуации, в которых нарушается общественный порядок, от реализации гражданами своих конституционных прав. А пока любое массовое выступление, даже совершенно мирное, они воспринимают агрессивно.

Хотелось бы сказать и про право проникать в помещения и вскрывать транспорт. Совершенно точно, что это создаст богатую почву для коррупции. На одном посту мне недавно сказали: «Вы себя ведете как-то подозрительно». Сейчас это незаконное основание для осмотра, а через два месяца может стать вполне законным. В последнее время у нас здравый смысл не всегда господствует в Государственной думе, особенно когда дело касается увеличения полномочий силовиков. Такое впечатление, что граждане — это стадо баранов, от которого исходит опасность, а единственная разумная сила в стране — это Госдума и полиция.

Евгений Черноусов

эксперт правового совета ГУ МВД РФ по г. Москве, полковник милиции в отставке, адвокат

У тех, кто работал длительное время в Советском Союзе, не было проблемы с применением оружия, поскольку действовал закон о милиции. Там все было расписано, и какие-либо дополнения были продиктованы жизнью. У нас не было просьб о расширении полномочий. Все опасения советской милиции передались полиции. Они неохотно применяют оружие, потому что все проверки, связанные с применением сотрудником оружия, имеют обвинительный уклон.

В центральной полосе России был низкий уровень преступности, поэтому сотрудник мог проработать 20 лет в оперативной службе и ни разу не стрелять на поражение. Какие были полномочия в людных местах? Если применил оружие и попал в невиновного, то будешь отвечать. Не было исключений в отношении женщин или несовершеннолетних. Нарушалось это очень редко.

В законопроекте надо четко разъяснить, кому из сотрудников полиции и ФСБ разрешается применять оружие в людных местах. Не у всех сотрудников МВД есть должные навыки огневой подготовки. Из-за низкой точности огня пистолета Макарова надо десять раз подумать, прежде чем стрелять.

Эта инициатива для меня — как снег на голову летом. У нас что, прошла серия нападений на полицейских?

Говорить о том, что эти дополнения будут относиться ко всем сотрудникам полиции, видимо, нельзя. Я говорю «видимо», потому что с учетом практики понимаю, что это сделано специально для спецслужб.

Что касается вскрытия машин, мне вообще непонятно. Раньше не было проблем: возьмите двух понятых, подходите, вскрывайте. Главное, чтобы были основания — оперативная информация о нарушении закона. Зачем это выводить отдельным пунктом? Вскрывать машину без представителей общественности или без видеосъемки нельзя, чтобы потом не было претензий и разногласий. Все это должно быть расписано в поправках.

Я участвовал в обсуждении этих поправок в ГУ МВД РФ в Москве как эксперт и там высказал свое мнение. Эта инициатива для меня — как снег на голову летом. У нас что, прошла серия нападений на полицейских? Я бы адресовал этот вопрос Яровой, Хинштейну и другим авторам законопроекта. Я абсолютно уверен, что даже если эти поправки введут, сотрудники полиции никогда не будут применять оружие на авось. Реформы полиции произвели положительный эффект, а эти поправки вряд ли положительно скажутся на имидже МВД. Люди критично это восприняли. Это тот случай, когда поправки нужно не топором делать, а резцом — ювелирно. И тогда не будет такого резонанса.

Геннадий Гудков

экс-заместитель председателя комитета ГД РФ по безопасности, полковник ФСБ в запасе

Совершенно понятно, на что направлена эта мера: власти готовятся к разгону демонстраций. До сих пор действуют нормы права, подкрепленные внутренними приказами МВД и ФСБ, которые ставят крест на применении оружия в местах массового скопления граждан. Это абсолютно правильно, потому что пущенная даже с пяти метров пуля далеко не всегда попадает в цель. А если народ плотно стоит, то убойная сила того же пистолета Макарова может убить человека. Действует не только этот запрет, но и запрет на применение оружия в отношении женщин с явными признаками беременности. Понятно, что в массовых мероприятиях будут участвовать и мужчины, и женщины. И на всякий случай вводятся такие поправки, которые позволяют разгонять демонстрации, применяя огнестрельное оружие. Я другого варианта просто не вижу.

На сегодняшний день наши правоохранительные органы бесконтрольно наделены таким гигантским объемом полномочий, что ни одна полиция в мире таких возможностей не имеет. Раз ей дают новые полномочия, значит, экономический кризис приведет рано или поздно к массовым выступлениям, и их будут разгонять силой оружия. Расширение полномочий ФСБ также связано с этим, потому что часть демонстрантов может пойти к Кремлю.

Совершенно понятно, на что направлена эта мера: власти готовятся к разгону демонстраций.

В год около пяти тысяч человек получают ранение и даже гибнут от рук полицейских, которые неправильно и неправомочно используют огнестрельное оружие. (В официальной статистике МВД и СК РФ не удалось найти подтверждение этим данным. — Ред.) Вы можете себе представить, сколько тысяч невинных могут пострадать, если полиция начнет стрелять в метро, или в толпе на митинге, или на встрече болельщиков? Все это делается для того, чтобы снять претензии с полицейских и эфэсбэшников в случае, если он убил не Иванова, а Петрова или Петрову. Закон называется «стреляйте на здоровье».

Разрешение вскрывать машины и сегодня есть, как и разрешение вскрывать квартиры. Вы почитайте закон о полномочиях полиции. Они могут прийти в ваш дом, если у них возникнут подозрения. Там огромное поле для злоупотреблений. Когда реформа о полиции шла в 2010 году, я критиковал каждое положение. Сегодня они могут и машину вскрыть, и в квартиру к вам прийти, и вызвать вас по подозрению в административном правонарушении. Они могут сегодня все. Поэтому то, что им даются новые полномочия, означает, что с них просто снимают ответственность.

Также в проекте «Страна под санкциями»

Что такое проект «Страна под санкциями»?

Про лису и виноград. Попавшие под санкции россияне и их планы на лето

Александр Эткинд — о мистическом единстве «элиты» и сырья и о лекарстве от фантомных имперских болей

Памяти белорусских креветок. Каталог хитростей и уловок в обход санкционных продуктовых мер

Экономист Михаил Дмитриев — об успехах и провалах импортозамещения

Удались ли санкции? И как из-под них выйти? Отвечают экономисты и политологи

«Московская сим-карта решила, что я в другой стране». Как проходит первый полноценный туристический сезон в русском Крыму

Как затыкают дырки в сырах. О русском бизнесе, который выиграл от санкций

Эмбарго на любовь. Как война разрушает границы и проводит новые между людьми. История нескольких расставаний

Полуостров СССР. Крымское лето как путешествие в прошлое

Что будет с НКО, которые произвели в «агенты»?


Понравился материал? Помоги сайту!