24 ноября 2015Кино
88

Les Dostoïevskis

Ретроспектива Пьера Леона на Новой сцене Александринки

текст: Инна Кушнарева
5 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Два Реми, два»(2015)

    У главного героя фильма Реми (Паскаль Серво) не клеятся отношения с окружающими. Как в «Служебном романе»: «Какой Новосельцев? — Да никакой. Вялый, безынициативный». С коллегами Реми не общается, выпивать после работы не ходит. Работает (в пародийной конторе, занимающейся продажей товаров для кошек Chat va bien) вроде бы и неплохо, но без огонька. В отличие от всех остальных персонажей, он не любит разговаривать; он любит ходить по городу, как персонажи «Селин и Жюли» или «Северного моста» Риветта. У Реми роман с Дельфиной (Люна Пиколи-Трюффо), дочерью патрона (Бернар Эйзеншиц), но отцу не по душе идея этого союза. Дельфина же шутит, что не хочет становиться мадам Пардон. Пардон — фамилия Реми. Игры с фамилиями Пьер Леон позаимствовал у Жан-Клода Бьетта. В фильме, например, есть комический эпизод, в котором Реми чуть не сбивает велосипедист, прокричав ему: «Мерси!» На что тот вынужден ответить: «Пардон!» — как будто представляясь. Персонаж по имени Флора Мерси есть в «Комплексе Тулона» Бьетта.

    Реми живет с братом (Серж Бозон). Соперничества между ними нет. Но у Реми есть двойник. Перед его появлением с Реми заговаривает незнакомец, которого играет Лоран Лакотт, и по его репликам можно догадаться, что это князь Мышкин, становящийся проводником в мир «Двойника» Достоевского. Двойник не скрывается, запросто заваливается сначала к Реми домой, потом на работу. И окружающие воспринимают его как нечто само собой разумеющееся. Как и положено двойнику, Реми-2 легко вписывается в маленькое общество (и обворовывает свой оригинал в прямом и метафорическом смысле), а Реми-1 реагирует на происходящее по-детски и плачет на плече у матери (Жаки Райналь).

    Но Реми все-таки приходится вступить в схватку с двойником. Леон выстраивает фантазматическую сцену поединка, начинающуюся как танец, в волшебном ночном освещении, напоминающем фильмы Жака Турнера или «Дуэль» все того же Риветта. Двойник и субъективен, и объективен. Он — порождение кошмаров Реми, чувства исключенности, ощущения того, что он не совпадает с самим собой и не живет, а существует на птичьих правах рядом с настоящей жизнью. Но в финале двойник не рассеивается, а сбегает, уходя быстрым шагом по ночным улицам Парижа.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202319753
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202325168