26 мая 2014Кино
78

Молчать, лаять, страдать, опрощаться, Россия

Пять тенденций Каннского фестиваля. В картинках

текст: Инна Денисова
2 из 5
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Прощание со словами»
    Слова, досвиданья!(Кино прощается с логоцентризмом)

    В «Хохе» почти нет слов, как обычно и бывает в фильмах Лисандро Алонсо. В двух украинских картинах, «Майдане» Лозницы и «Племени» Мирослава Слабошпицкого, тоже обходятся без них; в первом камера фиксирует действие, во втором снимаются глухонемые.

    «Прощание с языком» — название нового фильма Годара. Из всех участников Каннского фестиваля 84-летний режиссер снова оказался самым радикальным новатором. У фильма, снятого в 3D, в неожиданные моменты прерывается звук — и еще более неожиданно раздваивается изображение (один глаз видит одну картинку, другой — другую; прием, обкатанный Годаром еще в «Трех катастрофах»). Снова кино сразу про все. В частности, про мужское-женское. «Ты можешь на меня рассчитывать» — мужчина выводит женщине формулу ее счастья. «Женщина может или надоесть, или убить» — другая формула, мужской взгляд.

    Если русские станут европейцами, они перестанут быть русскими.

    Рассуждая о любви и насилии («общество готово принять убийство?»), о России, которая не Европа («если русские станут европейцами, они перестанут быть русскими»), цитируя Платона и Рильке, деконструируя конструкции, Годар от души веселится над зрителем: «Почему каждый раз, когда я говорю о вечности, ты сидишь на толчке? Потому что унитаз — место, где мы все равны». В коротком, длиной в час десять минут, фильме появятся даже Байрон и Шелли, превратив его на пару минут в костюмную драму.

    Годар не приехал в Канны, пообещав в случае победы отдать пальму своему налоговому консультанту. Президент жюри Джейн Кэмпион ответила еще более остроумной шуткой, разделив приз жюри на «стар и млад»: кроме «Adieu au language» его также получила «Мамочка» 24-летнего канадца Долана, каннского дебютанта (история деклассе-мамаши и ее неуравновешенного сына, рассказанная под Oasis и Dido, любимую музыку режиссера). Воистину премии остается разве что быть спущенной в унитаз — единственное место, где все равны.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202323257
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202328046