
Цифровые реставрации трех короткометражек Параджанова впервые показали в январе на Роттердамском фестивале. Режиссер, как известно, был грузинским армянином, связавшим свою жизнь еще и с Украиной, и вся эта этногеография компактно отражена в часовой программе: туда вошли рабочие материалы к несостоявшейся картине «Киевские фрески», а также фильмы-зарисовки о двух художниках — грузине Пиросмани и тбилисском армянине Акопе Овнатаняне. Главная часть триптиха — это, конечно, «Фрески», 15 минут из несуществующего шедевра. Отказ от нарратива и сюрреалистическая образность фильма отличают его от «Теней забытых предков», где повествовательные структуры все-таки еще сохранялись, — и готовят к радикальным решениям «Саят-Новы».