20 октября 2016Кино
10830

Интер-да или интер-нет?

Фильмы фестиваля научного кино «360°» — выбор COLTA.RU

текст: Наталья Серебрякова
1 из 3
закрыть
  • Сегодня, 20 октября, в Москве начинается фестиваль кино о науке и технологиях «360°». Его обширная программа покрывает почти все проблемные области, в которых новые технологии сталкиваются со старыми представлениями о добре и зле, возможностями тела, угрожают порядку вещей — или обещают изменить его к лучшему. Боевые дроны, глобальное потепление и заговор капитала (старательная экранизация очередной книги Наоми Кляйн «Это меняет все»), ужасы антропоцена («Homo sapiens» Николауса Гайрхальтера) и «Эпоха антропоцена» Стивена Брэдшоу. Трагикомедия стартап-бума («Машина человеческой мечты» Роя Коэна) и так далее. Но на трех фильмах программы нам хотелось бы остановиться особо.

    Bigmat_detailed_picture
    «О интернет! Грезы цифрового мира» («Lo and Behold: Reveries of the Connected World»)Режиссер Вернер Херцог

    В 1938 году была опубликована книга Герберта Уэллса «Всемирный мозг», в которой говорилось, что в будущем «любой студент в любой точке земного шара сможет сидеть со своим проектором и воспользоваться любой книгой или документом для собственного удобства». Так было предсказано появление интернета. Для многих юных зрителей фильма Вернера Херцога «О интернет! Грезы цифрового мира» станет, наверное, сюрпризом тот факт, что изобретена Повсеместно Протянутая Сеть была всего 30 лет спустя. Фильм Херцога начинается с архивных кадров: пожилой ученый-компьютерщик Леонард Клейнрок показывает гигантскую уродливую машину, с помощью которой 29 октября 1969 года было установлено первое историческое интернет-соединение. Текст легендарного сообщения был такой: «И вдруг, о чудо!» («Lo and Behold»).

    Новый фильм Херцога, обычно склонного к довольно парадоксальным, провокативным утверждениям, вышел на удивление конвенциональным и ровным. Это классический научпоп с обилием интервью людей, причастных к созданию интернета, искусственного интеллекта и других околокомпьютерных штук. Картина поделена на десять частей, озаглавленных, словно разделы книги. Херцог пытался провести всестороннее исследование феномена интернета, вот только положительных отзывов о влиянии интернета на человечество тут не услышишь. Например, в главе «Темная сторона» в камеру говорит семья Кацурас, до сих пор носящая траур по своей младшей дочке Никки, которая погибла в автокатастрофе в 2006 году, и ставшая жертвой интернет-троллинга (отцу семейства приходили на почту сообщения в духе «Папа, я жива!»). Мама Никки, пережившая не только трагедию, но и кошмар публичности, говорит, что интернет — это дьявол. Есть в фильме и жертвы интернет-зависимости: подростки-геймеры, проходящие реабилитацию в рехабе в лесной глуши. Они тоже рассказывают леденящие душу истории о том, как 16 часов в день играли в видеоигры до полной потери связи с реальностью. При этом сам режиссер, который принципиально пользуется только электронной почтой и даже не имеет мобильного телефона, уверен, что снял фильм «во славу» интернета. Ближе к концу мы услышим интересные гипотезы о том, каким будет интернет на Марсе (Херцог, кажется, хочет стать первым земным режиссером, который ступит на эту планету). Будем надеяться, что фильм о Марсе преподнесет зрителю больше сюрпризов.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Герт Ловинк: «Web 3 — действительно новый зверь»Вокруг горизонтали
Герт Ловинк: «Web 3 — действительно новый зверь» 

Сможет ли Web 3.0 справиться с освобождением мировой сети из-под власти больших платформ? Что при этом приобретается, что теряется и вообще — так ли уж революционна эта реформа? С известным теоретиком медиа поговорил Митя Лебедев

29 ноября 2022918
«Как сохранять сложность связей и поддерживать друг друга, когда вы не можете друг друга обнять?»Вокруг горизонтали
«Как сохранять сложность связей и поддерживать друг друга, когда вы не можете друг друга обнять?» 

Горизонтальные сообщества в военное время — между разрывами, изоляцией, потерей почвы и обретением почвы. Разговор двух представительниц культурных инициатив — покинувшей Россию Елены Ищенко и оставшейся в России активистки, которая говорит на условиях анонимности

4 ноября 202210803
Чуть ниже радаровВокруг горизонтали
Чуть ниже радаров 

Введение в самоорганизацию. Полина Патимова говорит с социологом Эллой Панеях об истории идеи, о сложных отношениях горизонтали с вертикалью и о том, как самоорганизация работала в России — до войны

15 сентября 202211312
Родина как утратаОбщество
Родина как утрата 

Глеб Напреенко о том, на какой внутренней территории он может обнаружить себя в эти дни — по отношению к чувству Родины

1 марта 202266703