19 апреля 2018Кино
48

Бергман и современность. Восемь сходств и два отличия

Ретроспектива Ингмара Бергмана на ММКФ: как на все это смотреть

текст: Василий Корецкий
9 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Из жизни марионеток»© Bavaria Film
    Нелюбовь

    Точка, в которой счастливая любовь двух свободных людей превращается во взаимную ненависть скованных одной цепью неврастеников, была обозначена Бергманом четко: законный брак, рождение ребенка. Лето анархической любви юных Моники и Харри заканчивается с их визитом в службу регистрации браков. Дальше — каторжный ад работы, заботы о детях, измен. Буржуазный брак уничтожает не только любовь, но и людей: управленец Петер («Из жизни марионеток») в какой-то момент начинает фантазировать об убийстве жены (и в итоге убивает проститутку). Выхода из карусели разочарований нет — «Сцены из супружеской жизни» наглядно показывают, как всякая новая любовь превращается в нелюбовь. В отличие от нашего соотечественника Звягинцева, Бергман не делает из этих грустных обстоятельств большой алармистской истории: его фильмы не бьют в набат, а раз за разом буднично констатируют неизбежность такого положения вещей в европейской цивилизации (сегодня скорбную эстафету Бергмана успешно несет Михаэль Ханеке — в его вселенной высшим проявлением любви тоже оказывается убийство партнера).

    Кстати, Звягинцева объединяет с Бергманом не только скептическое отношение к институту брака (см. «Нелюбовь», «Елену», «Изгнание» — да и героиня «Левиафана» тоже не слишком верна мужу). Как и кино Звягинцева у нас, фильмы Бергмана воспринимались шведской критикой с легким раздражением: его тоже считали режиссером экспортным, главным шведским сувениром и обидно называли «дала» (шведская деревянная лошадка, знакомая каждому посетителю IKEA).


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 20245332
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202411011
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202413214
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202338697