12 октября 2021Искусство
158

Новый русский пейзаж как манифест

Природа между пустотами, шахтами и цифровым взглядом в главном проекте Ярославской биеннале

6 из 8
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureМаксим Шер. 23 мая 2014 года. 2014. C-print, накатка на дибонд© Предоставлено Московским музеем современного искусства
    Максим ШерНевидимый ландшафт

    Представленные здесь фотографии, взятые из одного моего проекта, снятые в последнее десятилетие, фиксируют типичные и узнаваемые элементы нашего повседневного обитаемого пространства: старые и новые жилые многоэтажки, супермаркеты, торговые центры, ларьки, промзоны, гаражи, частный сектор, железнодорожные станции, госучреждения и т.д. — более или менее все, из чего состоит постсоветская урбанизированная среда и что можно увидеть практически в любом городе бывшего СССР. Исследуя и фиксируя постсоветский культурный ландшафт, я объездил более семидесяти городов в пяти странах постсоветского пространства. Оптика проекта сознательно смещена с достопримечательного — возвышенного или экзотического — на повседневное, благодаря чему повседневное становится достопримечательным — или, другими словами, объектом моего эстетического, антропологического и политического интереса. Политическая борьба есть в том числе и борьба репрезентаций, то есть борьба за собственный взгляд на социальную действительность, противостоящий мейнстриму. Визуальный мейнстрим позднего СССР (1960-х — 1980-х годов) и визуальный мейнстрим развитого капитализма наших дней схожи тем, что в них практически не было и нет места репрезентации повседневности. Фиксация советской повседневности была под негласным запретом, потому что та очевидным образом «порочила» советский строй. Капитализму же повседневность тоже как бельмо на глазу, потому что отвлекает потребителя от его главной задачи — потреблять и не задумываться о том, как все устроено и почему. В обоих случаях повседневность, повседневный ландшафт оставались и остаются как бы невидимыми из-за исчезающе малого количества их визуальных образов. Визуальная продукция, в том числе фотографическая, — это товар. Чтобы товар пользовался спросом, он должен апеллировать к каким-то глубоко укорененным, чаще стереотипным представлениям групп или классов людей, их «культурным кодам», как сейчас принято говорить. Одним из таких «культурных кодов» применительно к пространству северной Евразии — бывшего СССР — является его мнимая «экзотичность», причем ориенталистский взгляд на эту территорию сквозь призму экзотики и ее радикальной инаковости, сформированный столетиями мифотворчества и литературы, свойственен как западной аудитории, так и многим представителям наших правящего и образованного сословий.

    Работы Максима Шера на выставке «Новый русский пейзаж»Работы Максима Шера на выставке «Новый русский пейзаж»© Евгения Буравлева

    «Экзотика» для этих аудиторий — не просто развлечение, а одна из важнейших классовых, сословных потребностей. Это возможность всякий раз подтверждать свою принадлежность к более «продвинутым» классу, культуре, территории и смотреть сочувственно-свысока, как бы «показывать пальцем» на Других. Из-за этого постсоветский фотограф, осознанно или неосознанно реагируя на запросы этих аудиторий, часто становился своеобразным поставщиком колониальных товаров — картинок из жизни «сказочной», «заповедной», радикально «Другой» территории. Но все-таки художник (в идеале) не должен следовать за аудиторией и рынком, он должен разбирать по кирпичику существующие представления и собирать их заново, по-своему. Поэтому свою задачу я увидел в обратном: сконструировать критическую рамку восприятия постсоветского ландшафта, в которой не было бы места, с одной стороны, чрезмерному влиянию художественных фикций, то есть литературы (фотографии на выставке не связаны друг с другом каким-либо нарративом или сюжетом), а с другой — столь лелеемой многими экзотике, чтобы территории — даже самые, казалось бы, отдаленные — были показаны сквозь призму обыденности, без попыток предъявить какую бы то ни было экзотическую «идентичность». В основе этого моего стремления лежит простая мысль: человеческая повседневность едина. Ее определяют экономика и политика, у которых в разных регионах мира больше сходств, чем различий. Когда смотришь на повседневность в разных странах, государственные границы, культурные и классовые различия, которыми умело пользуется консервативная власть национальных государств, как бы отходят на второй план, теряют актуальность, на первый план выходят властные и экономические отношения — политическая экономия той или иной территории. Внимание к повседневности позволяет осознать сконструированность этих границ и несущественность различий, а значит, и любой «экзотики».


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244928
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411780
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416696
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421911
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423561