9 апреля 2021Кино
83

Три фильма ФАНКа: тело, копирайт, деньги

О фильмах фестиваля научно-популярного кино рассказывают их создатели

текст: Наталья Серебрякова
2 из 3
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Незаконный фильм» («The Illegal Film»)Режиссер Мартин Байер

    «Когда я показываю то, что вижу вокруг себя, это на самом деле незаконно. Каждая фотография, будь то стена напротив, машина на улице или лицо прохожего, уже кому-то принадлежит» — так начинается фильм Мартина Байера, который исследует авторские права на изображения в цифровую эпоху, прослеживая историю от изобретения фотографии до создания фотоальбомов и фотобанков. Байер использует цитаты философов и медиатеоретиков, включая Сьюзен Зонтаг и Норберта Больца, и на множестве примеров показывает, как производство все большего количества изображений формирует и буквально меняет жизнь людей. Взять хотя бы растущую популярность селфи на фоне умирающих жертв несчастных случаев или туристические снимки на фоне печей Освенцима.

    Мартин Байер

    Я снимаю то, что вокруг меня, — и все больше и больше того, что я вижу каждый день, оказывается не реальностью, а ее изображением. Но изображения защищены авторским правом. Поэтому я сталкиваюсь с проблемой, когда хочу снять фильм о том, что я вижу.

    Когда же я работаю над фильмом, то рассчитываю на заработок. Кино — то, чем я зарабатываю на жизнь. Но если люди используют мои видеоматериалы без компенсации, они, возможно, получают прибыль и нарушают мои авторские права. В этом и есть проблема и конфликт.

    Сам я не пользуюсь фотобанками. Я также очень редко делаю селфи. Я перестал пользоваться смартфоном после того, как снял «Незаконный фильм» и понял, что технические гиганты наживаются на моих данных и я теряю контроль над своими данными. Плюс я тратил слишком много времени на просмотр своего смартфона, проверку почты или социальных сетей.

    Авторские права — это нормально, но они должны быть справедливыми и равными. Сам по себе копирайт неплох, и, возможно, нам понадобится больше копирайта в будущем, чтобы защитить то, что мы производим, начиная с наших селфи и заканчивая нашими личными данными. Но у меня сложилось впечатление, что авторское право в его нынешней форме служит тем, кто уже и так богат и находится у власти. Фотография стирает границы между реальностью и воображением, как предсказывали Вилем Флюссер и другие несколько десятилетий назад. Нам нужно будет научиться обращаться с миром, состоящим только из изображений.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных, внутренних и внешних, пространствах

14 октября 20244928
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202411780
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202416696
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202421911
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202423561