20 марта 2018Кино
58134

Суздаль-2018: 20 новых открытий

Дина Годер — о лучших мультфильмах суздальского фестиваля российской анимации

текст: Дина Годер
5 из 7
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture«Теория заката»
    Мастера

    Фестиваль этого года получился главным образом дебютантским, но тем не менее нельзя не сказать о нескольких фильмах, снятых мастерами. Два главных фаворита и жюри, и публики, взявшие основные призы и занявшие верхние строчки профессионального рейтинга, — «Суета сует» и «Теория заката».

    «Суета сует» Алексея Туркуса и Алексея Шелманова — фильм о еврейском местечке с шагаловскими и бабелевскими обертонами, задуманный и начатый режиссерами 25 лет назад, рухнувший вместе со всей российской анимацией в 90-х и переживший смерть одного из своих авторов, Алексея Шелманова, в 2011-м. В память о друге и соавторе Алексей Туркус сделал все, чтобы закончить фильм, прошел через краудфандинг и много других трудностей, так что то, что фильм вышел и имел такой успех у суздальской публики, воспринимается как настоящее чудо.

    «Теория заката» — только второй авторский фильм Романа Соколова, но он, как и первый — «Верные друзья», имеет толпы поклонников. Буддист Соколов (а нам специально сказали, что он не смог приехать на фестиваль, поскольку именно сейчас погрузился в буддистские практики) сделал свой первый фильм про доброго человека, а новый — о герое, который отвечает за ход жизни, следит за тем, чтобы солнце всходило и заходило. Этот фильм с очень простой графикой — ритмичный ход навстречу друг другу процессий рождения и смерти — полон юмора в деталях и какой-то непатетической, но возвышенной искренности высказывания в целом.

    Алексей Демин, известный любитель анимационных экранизаций литературы, в этот раз сделал фильм без диалогов «Джон Боттом — неизвестный солдат», инспирированный стихами Ходасевича о Первой мировой войне. Легкая акварель Демина, его нежно-ироническая графика придают суховатым стихам Ходасевича особую сентиментальность. Когда видишь, как из цветных облаков удушающего газа выныривают головы, ловящие ртами воздух, или как забритый в солдаты портной Джон Боттом шагает один по полям Первой мировой, неся перед собой, будто хоругвь или щит, портрет своей кудрявой жены, а все орудия врага целятся в него одного, видишь, как вырывается его душа из рук ангелов, несущих ее на небо, потому что он хочет домой, к жене, — антивоенный пафос Демина откликается в нас очень современным звуком.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Родина как утратаОбщество
Родина как утрата 

Глеб Напреенко о том, на какой внутренней территории он может обнаружить себя в эти дни — по отношению к чувству Родины

1 марта 202240427
Виктор Вахштайн: «Кто не хотел быть клоуном у урбанистов, становился урбанистом при клоунах»Общество
Виктор Вахштайн: «Кто не хотел быть клоуном у урбанистов, становился урбанистом при клоунах» 

Разговор Дениса Куренова о новой книге «Воображая город», о блеске и нищете урбанистики, о том, что смогла (или не смогла) изменить в идеях о городе пандемия, — и о том, почему Юго-Запад Москвы выигрывает по очкам у Юго-Востока

22 февраля 202235930