26 мая 2016Кино
91

Что смотреть на Beat Film Festival

Музыка гетто, мумия Мэпплторпа, Стамбул Памука, генеалогия ваххабизма и еще 5 важных фильмов фестиваля

текст: Василий Корецкий, Наталья Серебрякова
3 из 9
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    «Мэпплторп: только полюбуйтесь» («Mapplethorpe — Look at the Pictures»)Режиссеры Фентон Бейли, Рэнди Барбато

    Идеальное продолжение размышлений о бесчеловечной и отчуждающей природе капитализма — документалка HBO как бы о Мэпплторпе, а на самом деле — об арт-институциях, владеющих сегодня архивом этого «проклятого художника». Мысль о том, что рынок, музеи и галереи способны переварить и капитализировать любой, даже самый трансгрессивный, жест художника, — давно уже трюизм, но фильм Бейли и Барбато уморительно (но непреднамеренно) и ужасно доходчиво ее иллюстрирует.

    Название картины — это цитата из выступления сенатора Джесси Хелмса, возмущенного открытием выставки Мэпплторпа в Вашингтоне в 1986-м. «Вы только полюбуйтесь!» — кричал Хелмс, демонстрируя Конгрессу сделанные Мэпплторпом фотографии мужских гениталий (в результате скандала вашингтонской галерее Коркоран пришлось закрыть выставку). Раз попав в руки Бейли и Барбато, фраза консервативного сенатора становится словно заклинанием, рефреном фильма: каждые десять минут нам показывают стерилизованных галерейных тетушек, стоящих кружком вокруг белоснежного стола и уже совершенно безнаказанно любующихся принтами Мэпплторпа. Они листают файлы с фотографиями и встречают хоровым «вау» каждый новый пенис или анус. Их бесконечные охи и вздохи по поводу линий и пластики знаменитого автопортрета с хлыстом, например, упорно обходят самое главное — то, что этот изящный кнут торчит из задницы художника. Точно так же весь фильм тщательно обходит непристойный, трансгрессивный элемент фотографий Мэпплторпа. Собственно, хроника с выступлением буйного Джесси Хелмса — это единственное на весь фильм упоминание того, что вообще-то Мэпплторп был скандальным, двусмысленным автором, намеренно балансировавшим на грани строгого эстетизма и грязной, низовой, порнографической субкультуры. Гомосексуальность художника превращена авторами в гражданский подвиг и главное объяснение всего (один из спикеров даже лихо утверждает, что между ней и фотографией в 80-е было много общего); многочисленные любовники Мэпплторпа активно привлечены к комментариям. Кроме Патти Смит, конечно.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет»Журналистика: ревизия
Елизавета Осетинская: «Мы привыкли платить и сами получать маленькие деньги, и ничего хорошего в этом нет» 

Разговор с основательницей The Bell о журналистике «без выпученных глаз», хронической бедности в профессии и о том, как спасти все независимые медиа разом

29 ноября 202323173
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом»Журналистика: ревизия
Екатерина Горбунова: «О том, как это тяжело и трагично, я подумаю потом» 

Разговор с главным редактором независимого медиа «Адвокатская улица». Точнее, два разговора: первый — пока проект, объявленный «иноагентом», работал. И второй — после того, как он не выдержал давления и закрылся

19 октября 202327971