28 апреля 2016Кино
16221

На серпе и молоте распяты

Вся правда о русской революции в 8 фильмах 1917—1921 гг.

текст: Виктор Зацепин
1 из 6
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    . . .

    В этом году День солидарности трудящихся совпадает с православной Пасхой — что уже дало повод Геннадию Зюганову объявить о том, что «первым коммунистом был Христос». Заявление это, несомненно, имеет под собой некоторую культурную почву — достаточно вспомнить блоковскую поэму «Двенадцать», равняющую большевистский патруль с апостолами. Впрочем, во времена Блока существовало и иное мнение по данному вопросу.

    Правда, в первые годы после событий 1917-го антибольшевистские фильмы были редкостью, несмотря на то что обе российские революции имели большой резонанс и в Европе, и в Штатах. Реакция общества в США на Октябрьскую революцию была особенно острой: СМИ трубили о «красной угрозе», разумеется, безо всякого углубления в левые идеи, так что вскоре красными были провозглашены все неблагонадежные элементы — социалисты, евреи, пацифисты, деятели профсоюзов и анархисты. В ноябре 1919 года многие из них были арестованы в ходе так называемого Палмеровского рейда и высланы из страны в Россию на одном пароходе.

    «Русский ковчег», анимация Берта Грина, 1919 год

    Однако Голливуд в первые послереволюционные годы редко обращался к революционным событиям — это молчание можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, была неясна природа Октябрьской революции (а для кино все же нужны какая-то драматургия и более глубокое понимание событий), во-вторых, тема была в некоторой степени опасной.


    Понравился материал? Помоги сайту!

    Подписывайтесь на наши обновления

    Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней

    Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

    RSS-поток новостей COLTA.RU

    При поддержке Немецкого культурного центра им. Гете, Фонда имени Генриха Бёлля, фонда Михаила Прохорова и других партнеров.

Сегодня на сайте
Мы, СеверянеОбщество
Мы, Северяне 

Натан Ингландер, прекрасный американский писатель, постоянный автор The New Yorker, был вынужден покинуть ставший родным Нью-Йорк и переехать в Канаду. В своем эссе он думает о том, что это значит — продолжать свою жизнь в другой стране

17 июня 20212477