8 июля 2019Искусство
51580

Ландшафты, технологии и глокальность: что смотреть на «Инновации-2019»

Анна Железова и Алиса Савицкая — о выставке номинантов премии в нижегородском Арсенале

текст: Анна Железова, Алиса Савицкая
3 из 5
закрыть
  • Куратор годаСамые современные и неожиданные проекты, расширяющие границы выставочных практик


    © Предоставлено пресс-службой премии «Инновация-2019»

    Ярослав Воловод, Валентин Дьяконов, Екатерина Лазарева. Выставка «Ткань процветания»

    О чем проект
    Проект-победитель этой номинации и выставка-блокбастер в «Гараже», которая, по словам кураторов, представляла собой «шелковые пути» XXI века — мировые маршруты и производственные циклы сырья, ткани и готовой одежды. На выставке одежда понималась как офлайн-аватар, то есть сконструированный образ личности в реальном мире. Выбор элементов этого образа далеко не всегда можно назвать осознанным. Одеваясь, человек подключается к индустриям, контролирующим стиль и поведение, и становится зависим от ресурсов, используемых в создании того или иного предмета гардероба.

    Что на выставке
    Персонаж, одетый в куртку из проекта художника Юитиро Тамуры, находится в окружении фрагментов инсталляций Шэрон Кивленд и Камруззамана Шадхина.

    Сайт
    Музей современного искусства «Гараж»


    © Предоставлено пресс-службой премии «Инновация-2019»

    Александр Буренков. Выставка «Становясь бессознательным / Дрожа / С открытыми глазами / Я вижу тебя / Сдайся»

    О чем проект
    Выставка представила работы молодых российских и зарубежных художников, исследующих новую «ритуальность» выставочного пространства и процессы опосредования искусством социальных отношений с помощью перформативных, хореографических, спортивных практик, работ, принимающих форму сеанса коллективной «квантовой» медитации, кибер- и настольных игр, хакерских воркшопов, встреч-сатсангов, сеансов коллективного слушания, занятий тай-чи, ушу и цигуном, демонстрирующих новые партиципаторные художественные формы коммуникации, общности, сопричастности друг другу и формирования единого коллективного тела зрителей и участников.

    Что на выставке
    Очевидно, что самым наглядным занятием для разговора с бессознательным и запуска механизма «отпускания» является йога. Персонаж здесь — то ли зритель, который присоединился к проекту, то ли сам перформер.

    Сайт
    HSE Art Gallery


    © Предоставлено пресс-службой премии «Инновация-2019»

    Ольга Дерюгина. Выставка «Я не робот»

    О чем проект
    Проект, посвященный изучению взаимодействий с артефактами памяти в цифровом мире, где граница между частным и публичным неочевидна. Где биологическое и социальное тела человека воспринимаются как набор данных, которые превращаются в средство обмена. Где вещи, попадая в пространство интернета, живут собственной жизнью. И, сколько бы ни говорили о непредвзятом машинном разуме, ни один программный код, рассчитанный на взаимодействие с внешним миром, не обходится без решения этических дилемм. Противопоставление машинного и человеческого, виртуального и реального сегодня видится наивным — современность разворачивается на стыке этих понятий, одно является неотъемлемой частью другого.

    Что на выставке
    Персонаж вступает во взаимодействие с компьютером и сам начинает распадаться на глитчи и пиксели, становится виртуальным, переходя из физического состояния в цифровое.

    Сайт
    Электромузей


    © Предоставлено пресс-службой премии «Инновация-2019»

    Мария Сарычева, Анна Ремешева. Проект «Эскапизм. Тренинговая программа»

    О чем проект
    «Работа художника по-прежнему считается чем-то подозрительным и чаще всего маркирована как эскапизм. Мы признаем эскапистские стратегии современного искусства как нечто позитивное и стремимся улучшить и развить их. <…> Как выглядит побег современного художника? Кто сегодня настоящий эскапист? Как уход от реальности соотносится с современными реалиями? Обменивайтесь информацией о системах принуждения и совершенствуйте свои тактики побега и отлынивания вместе с художниками через череду лекций, тренингов, мастер-классов и другие формы коллективности. Нам важно, чтобы процесс получения новых знаний был для вас максимально комфортным, так что чувствуйте себя как дома», — сообщалось в кураторском тексте.

    Что на выставке
    Персонаж, ставший одним из участников проекта, прячется в экспозиции под надписью «Убежище».

    Сайт
    Сайт проекта


    © Предоставлено пресс-службой премии «Инновация-2019»

    Светлана Усольцева. Выставка «Начало, конец и почти всё между ними. К 100-летию Ингмара Бергмана»

    О чем проект
    В 2018 году исполнилось 100 лет со дня рождения шведского режиссера и сценариста Ингмара Бергмана. Выставка «Начало, конец и почти всё между ними» раскрыла его влияние не только на мировой кинематограф, но и на визуальную культуру в целом. В выставочном пространстве были объединены работы современных художников и архивные материалы, предоставленные Шведским институтом, Фондом Ингмара Бергмана, посольством Норвегии и Норвежским институтом кино, — в том числе фотографии со съемочной площадки и снимки, запечатлевшие фрагменты частной жизни режиссера. Их объединяли темы, характерные для фильмов Бергмана: одиночество, отношения с окружающими и с собой, монологи и диалоги.

    Что на выставке
    Модифицированное изображение главного зала выставки, где персонаж-зритель остался наедине с произведениями и самим собой.

    Сайт
    Уральский филиал ГЦСИ в составе РОСИЗО

Комментарии
Сегодня на сайте
Эстетика возникает как политикаКино
Эстетика возникает как политика 

Владимир Надеин, Клим Козинский, Виктор Алимпиев, Ирина Шульженко и Василий Корецкий беседуют о границах кино- и видеомедиума с точки зрения художника, зрителя и государства

15 июля 20199360