29 октября 2021Кино
1399

Гид по Большому фестивалю мультфильмов

Новая анимация онлайн и офлайн: девять индивидуальных программ на любой вкус

текст: Дина Годер
9 из 10
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureКадр из фильма «Сахарное шоу» (Россия, 2021), реж. Лиана Макарян© Большой фестиваль мультфильмов
    Маршрут 8. Горячие темы

    Самые главные тренды последнего времени и, соответственно, самые горячие темы сложились у нас в две спецпрограммы. Первая — «Только для женщин» — феминистского толка. Я собираю ее уже несколько лет, но фильмов на важные для женщин темы снимают все больше. Главным образом подборка этого года связана с телесностью: контрацепция и послеродовая депрессия, рак груди, менструация, неприятие собственного тела и т.д. И, конечно, боевые фильмы, протестующие против объективации женщин, призывающие к солидарности в борьбе за свои права. Но все это не политические ролики, а кино, снятое хорошими художниками с юмором и драматизмом.

    В этой программе особенно люблю фильм САХАРНОЕ ШОУ Лианы Макарян, фильм о мужском манипулировании с эффектной графикой Алексея Сухова. ХРОНИКА (Тифани Мейя, Клементин Поемиро, Камий Орен), показывающая все усиливающееся в течение дня напряжение женщины, которая нигде не чувствует себя в безопасности. СО СТРАХОМ И ТРЕПЕТОМ (Мари Жакоте, Лола Алифа-Легран), где девушка по дороге к родителям своего парня встречается (скорее всего, в своем воображении) со всеми его бывшими пассиями и должна принять решение, как ей быть дальше. И неожиданно смешное ПОСЛЕ РОДОВ Хенриетты Риц, обнаружившей, что сидеть с младенцем — совсем не отдых.

    Кадр из фильма «Ботинки Луи» (Франция, 2020), реж. Тео Жаман, Каю Люн, Марион Филипп, Жан-Жеро БланКадр из фильма «Ботинки Луи» (Франция, 2020), реж. Тео Жаман, Каю Люн, Марион Филипп, Жан-Жеро Блан© Большой фестиваль мультфильмов

    Вторая тема с безусловной очевидностью, сложившаяся именно сейчас, касается душевного и ментального здоровья, фильмов об этом стало огромное количество, и их сюжеты располагаются в широком диапазоне от знакомой всем депрессии до тяжелых психических заболеваний. Анимация, конечно, дает огромные возможности по сравнению с другими искусствами залезть человеку непосредственно в голову. Как выясняется, из всего этого спектра главной темой на сегодня оказался аутизм, о нем теперь снимают мультфильмы не только для взрослых, но и для детей. Программа «За забором» получилась очень сильная, в ней хочется рекомендовать буквально каждый фильм. Про большую часть из них я уже рассказывала: БЕСЦЕННЫЙ Поля Ма, ДЯДЮШКА ТОМАС, УЧЕТ ДНЕЙ Риджины Пессоа, ЛЕГКОЕ БЕЗУМИЕ, ДОЛГОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО Марин Лаклотт, два отличных российских фильма ЗА ЗАБОРОМ Марии Коган-Лернер и ХОРОШАЯ, ПЛОХАЯ, ЗЛАЯ Сони Гори. Так что я скажу только о двух условно детских короткометражках в этой программе. БОТИНКИ ЛУИ, снятые французскими студентами (Тео Жаман, Каю Люн, Марион Филипп, Жан-Жеро Блан), рассказывают о мальчике с аутизмом, который пришел в новый класс и должен одноклассникам что-то рассказать о себе. И он так убедительно объясняет, что именно вызывает его тревогу, что весь класс готов его поддержать. Второй фильм — КАМУШЕК В БОТИНКЕ — тоже про нового ученика в младшей школе, только на этот раз история выглядит более условно: в класс кроликов пришел лягушонок, и всякому ясно, что он не такой, как все. Он не так ест и даже буквы на доске видит перевернутыми. Но оказывается, что это не мешает с ним дружить (фильмы для детей, конечно, чаще имеют хеппи-энд, чем те же сюжеты для взрослых, как, например, «БЕСЦЕННЫЙ» с драматической развязкой). Картину про лягушонка снял Эрик Моншо, прекрасный французский режиссер кукольных фильмов, семь лет назад выпустивший знаменитую короткометражку «Кастрюлька Анатоля», которая до сих пор считается одним из лучших анимационных решений темы инклюзии.

    Конечно, этими двумя темами горячие сюжеты фестиваля не исчерпываются — взять хоть фильм открытия «МОЯ АФГАНСКАЯ СЕМЬЯ» Михаэлы Павлатовой, который мы увидим в декабре офлайн: куда уж горячее. Не говоря о теме карантина, которая проходит через все программы, но не думаю, что кто-то решит еще и на фестивале пойти этим маршрутом.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20246311
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202412948
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202417632
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202422840
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202424490