Самые главные тренды последнего времени и, соответственно, самые горячие темы сложились у нас в две спецпрограммы. Первая — «Только для женщин» — феминистского толка. Я собираю ее уже несколько лет, но фильмов на важные для женщин темы снимают все больше. Главным образом подборка этого года связана с телесностью: контрацепция и послеродовая депрессия, рак груди, менструация, неприятие собственного тела и т.д. И, конечно, боевые фильмы, протестующие против объективации женщин, призывающие к солидарности в борьбе за свои права. Но все это не политические ролики, а кино, снятое хорошими художниками с юмором и драматизмом.
В этой программе особенно люблю фильм САХАРНОЕ ШОУ Лианы Макарян, фильм о мужском манипулировании с эффектной графикой Алексея Сухова. ХРОНИКА (Тифани Мейя, Клементин Поемиро, Камий Орен), показывающая все усиливающееся в течение дня напряжение женщины, которая нигде не чувствует себя в безопасности. СО СТРАХОМ И ТРЕПЕТОМ (Мари Жакоте, Лола Алифа-Легран), где девушка по дороге к родителям своего парня встречается (скорее всего, в своем воображении) со всеми его бывшими пассиями и должна принять решение, как ей быть дальше. И неожиданно смешное ПОСЛЕ РОДОВ Хенриетты Риц, обнаружившей, что сидеть с младенцем — совсем не отдых.
Вторая тема с безусловной очевидностью, сложившаяся именно сейчас, касается душевного и ментального здоровья, фильмов об этом стало огромное количество, и их сюжеты располагаются в широком диапазоне от знакомой всем депрессии до тяжелых психических заболеваний. Анимация, конечно, дает огромные возможности по сравнению с другими искусствами залезть человеку непосредственно в голову. Как выясняется, из всего этого спектра главной темой на сегодня оказался аутизм, о нем теперь снимают мультфильмы не только для взрослых, но и для детей. Программа «За забором» получилась очень сильная, в ней хочется рекомендовать буквально каждый фильм. Про большую часть из них я уже рассказывала: БЕСЦЕННЫЙ Поля Ма, ДЯДЮШКА ТОМАС, УЧЕТ ДНЕЙ Риджины Пессоа, ЛЕГКОЕ БЕЗУМИЕ, ДОЛГОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО Марин Лаклотт, два отличных российских фильма ЗА ЗАБОРОМ Марии Коган-Лернер и ХОРОШАЯ, ПЛОХАЯ, ЗЛАЯ Сони Гори. Так что я скажу только о двух условно детских короткометражках в этой программе. БОТИНКИ ЛУИ, снятые французскими студентами (Тео Жаман, Каю Люн, Марион Филипп, Жан-Жеро Блан), рассказывают о мальчике с аутизмом, который пришел в новый класс и должен одноклассникам что-то рассказать о себе. И он так убедительно объясняет, что именно вызывает его тревогу, что весь класс готов его поддержать. Второй фильм — КАМУШЕК В БОТИНКЕ — тоже про нового ученика в младшей школе, только на этот раз история выглядит более условно: в класс кроликов пришел лягушонок, и всякому ясно, что он не такой, как все. Он не так ест и даже буквы на доске видит перевернутыми. Но оказывается, что это не мешает с ним дружить (фильмы для детей, конечно, чаще имеют хеппи-энд, чем те же сюжеты для взрослых, как, например, «БЕСЦЕННЫЙ» с драматической развязкой). Картину про лягушонка снял Эрик Моншо, прекрасный французский режиссер кукольных фильмов, семь лет назад выпустивший знаменитую короткометражку «Кастрюлька Анатоля», которая до сих пор считается одним из лучших анимационных решений темы инклюзии.
Конечно, этими двумя темами горячие сюжеты фестиваля не исчерпываются — взять хоть фильм открытия «МОЯ АФГАНСКАЯ СЕМЬЯ» Михаэлы Павлатовой, который мы увидим в декабре офлайн: куда уж горячее. Не говоря о теме карантина, которая проходит через все программы, но не думаю, что кто-то решит еще и на фестивале пойти этим маршрутом.