Мы уже давно продвигаем документальную анимацию, так что нашим зрителям не надо объяснять, что это такое, но даже тем, кто впервые о таком слышит, я очень советую посмотреть наши две программы анимадока, поскольку, по-моему, они в этом году особенно крутые и хочется рассказать буквально о каждом фильме.
В программе «Личные истории»: ВОСПОМИНАНИЕ, ВОСПОМИНАНИЕ Бастьена Дюбуа я уже упоминала в маршруте «Звезды анимации», этот фильм очень призовой, причем много призов брал на фестивалях, тяготеющих к документальному кино, ну и «Сандэнс» и т.д. На меня он очень сильное впечатление произвел: в нем Бастьен рассказывает, как пытался узнать у деда о том, как тот в юности воевал в Алжире, а дед не хотел рассказывать, говорил что-то незначительное, но внуку всегда казалось, что есть за этим молчанием что-то важное и, наверное, страшное. Узнать он так и не успел. Но вот это мучительное желание и нежелание, страх узнать что-то ужасное о родном человеке и есть содержание его фильма. Как по-настоящему глубокий и совестливый человек, Бастьен пытается разобраться не только в истории, но и в себе: ведь история через годы повлияла и на него тоже. Нам это должно напоминать более свежую российскую историю солдат, вернувшихся из Афганистана и Чечни и замолчавших, не понимая, что они сейчас об этом страшном опыте могут рассказать своим детям и внукам.
РАЗГОВОРЫ С КИТОМ Анны Само — одновременно метафорическая история о творчестве и личная — о том, как Анна, получая на свой прошлый фильм от фестивалей отказ за отказом, решила буквально нырнуть в новый фильм, импровизационно сочиняя под камерой историю о мечтах и амбициях.
ВИШНЕВАЯ КОСТОЧКА Евгении Гострер — это разговор Жени со своими родителями, эмигрировавшими из России в 90-х в Германию, о том, зачем они это сделали, и собственные воспоминания о том времени. Это очень важный разговор на тему, которая меня давно волнует: имеет ли смысл эмиграция «ради детей», эмиграция, которая, в сущности, останавливает жизнь еще не старых людей и вместе с тем часто не приносит счастья детям.
МЫ НАДЕЕМСЯ, ТЕБЕ НЕ ПРИДЕТСЯ ВОЗВРАЩАТЬСЯ — тоже про эмиграцию, но тут Анастасия Науменко из Украины, уехавшая учиться в Польшу, пытается метафорически объяснить свой опыт, в котором даже тело не может привыкнуть к новому способу жизни в другой стране.
ДОПОЛНИТЬ НИЧЕГО НЕ МОГУ Татьяны Стефаненко — фильм, рассказывающий о судьбе репрессированного в 1938-м Якова Янцена из семьи немцев-меннонитов. И о том, как его след искала правнучка.
У ВСЕХ МУЖЧИН ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТУФЛИ Анастасии Лисовец, студентки «Вышки» (он стоит и в национальном конкурсе тоже), — просто, с юмором и нежностью снятый очень сложный сюжет для проекта «Иллюминатор», работающего с темой принятия родителями ЛГБТ-детей. Речь идет о пути трансгендерного юноши, впрочем, настолько счастливом, насколько это возможно в наших условиях.
МАМИНЫ ВОЛОСЫ Алексея Евстигнеева — еще одна история про принятие себя. Тут документальный сюжет переводится в форму сказки, а речь идет о страдающей алопецией девушке, которая, только когда выросла, решилась отказаться от парика из маминых волос. Тут режиссер решил соединить рисованную анимацию с игрой с волосами.
Вторая программа анимадока называется «То, что нас тревожит», фильмы в ней не хуже, чем в первой, но я уже почти все их рекомендовала в других маршрутах; тут есть и КОРА — победитель Анси, и ЖИЗНЬ-ПАСКУДА Вари Яковлевой, и МАЛЬБЕК, которые я рекомендовала в маршруте для фанатов анимации, и экологический, блестящий по форме ОРГИАСТИЧЕСКИЙ ГИПЕРПЛАСТИК Пола Буша, и ЛУНА Томека Попакуля — эти фильмы были в маршруте по звездам анимации. Но кроме упомянутых тут есть еще несколько отличных картин.
ВСЕГО ЛИШЬ РЕБЕНОК — большой международный анимационный джем на экологическую тему, положенный на запись речи в защиту планеты двенадцатилетней Северн Куллис-Судзуки, произнесенной на саммите ООН в Рио в 1992 году (вы же не думали, что Грета Тунберг была первым ребенком, испугавшимся того, что мы делаем с природой?). Он получил важный приз жюри в Штутгарте.
Еще один, уже отечественный, экологический ролик — РАЗДЕЛЯЙ, ТАНЦУЙ, СОРТИРУЙ Евгения Ипполитова выглядит как танец мусора на тему раздельного сбора отходов.
За исторические сюжеты в этой программе отвечает одна из серий проекта ЖИВЫЕ МЕМОРИИ — СЕРИЯ 4. МАРИНА ШТОРХ, сделанная Александрой Харитоновой по трагическим воспоминаниям дочери Густава Шпета (их отлично читает Мария Смольникова).
ЖИЗНЬ В ДВИЖЕНИИ — ролик Осберта Паркера, рассказывающего о том, что причин для миграции людей множество. Он строит свой фильм на реальных рассказах людей, но при этом делает их маленькие копии с помощью сканирования и 3D-печати и, ведя сюжет, перемещает их по карте мира, словно фигурки в игре.
ВНУТРИ Яна Шапотеля — удивительный фильм, где анимация создается из монтажной игры с окнами дома напротив. Тоже, как мне кажется, ход, вызванный карантином и тем, как много времени мы проводим в доме, глядя на мир из окна.
Анимадок в программе фестиваля не исчерпывается специальными программами. Он есть практически во всех разделах, иногда дублируясь в докпрограммах, а иногда нет. Например, в российском конкурсе есть студенческий фильм КУРОЧКА-УМНИЧКА Дарьи Сидловской, снятый по воспоминаниям дедушки, который был ребенком во время войны. ЛЕГКОЕ БЕЗУМИЕ, ДОЛГОЕ ПОМЕШАТЕЛЬСТВО Марин Лаклотт стоит и в конкурсе, и в специальной программе «За забором» о ментальном и душевном здоровье (я о ней расскажу завтра). Это кино, снятое с открытостью и доброжелательностью по наблюдениям в психиатрической лечебнице и стремящееся показать нам, что ее пациентов не надо бояться. ОЩУЩЕНИЯ В МОЕМ ЖИВОТЕ Марко Джешка (международная конкурсная программа 4) — грустная история трансгендерной девушки, которая пытается найти себя в своем новом теле и наладить с кем-то близкие отношения, но это оказывается сложно. ТЕЛА В БОРЬБЕ Каталины Ибаньес — история чилийской девушки, участвующей в протестных акциях (на вид это похоже на акции «Пусси Райот»), но сталкивающейся с агрессивным мужским миром на улице после выступления (программа «Только для женщин»). В спецпрограмме «За забором» много документальных сюжетов. ДЯДЮШКА ТОМАС, УЧЕТ ДНЕЙ знаменитой Режины Пессоа — ее трогательные детские воспоминания о странном, но очень любимом дяде. ЗА ЗАБОРОМ Маши Коган-Лернер — сильный фильм, сделанный с помощью толстой металлической проволоки по дневникам женщины, много лет жившей в психоневрологическом интернате. ХОРОШАЯ, ПЛОХАЯ, ЗЛАЯ — фильм, где Соня Горя очень весело и внятно, как учитель, рассказывает о своем опыте жизни с биполярным расстройством.