О проекте

№6Бог умер. Да здравствует Бог!

26 июля 2016
902

Православие, нравственность и расчет

Анализ одного случая строительства церкви в постсоветской России: в чем выгода от пожертвований для предпринимателей?

текст: Тобиас Кёлльнер
Detailed_pictureКадр из фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»

Немецкий исследователь Тобиас Кёлльнер провел двенадцатимесячное полевое исследование в одном из типичных городов европейской части России — где пытался разобраться в мотивациях бизнесменов, делающих пожертвования церкви.

Кто не знает типичный русский пейзаж, где виднеются луковичные купола православных храмов. Во времена социализма многие церкви в России были разрушены, пришли в упадок или были использованы для других целей, например, в качестве складов, производственных цехов, радиостанций или музеев. На сегодняшний день Русская православная церковь (РПЦ) является учреждением, пользующимся в России наибольшим доверием (Дубин, 2006:84). Происходит возврат изъятых в прошлом церковных зданий и строительство новых, в том числе на тех местах, где они находились до Октябрьской революции. Хотя многие люди и поддерживают возвращение зданий РПЦ, у некоторых есть сомнения, связанные с тем, что этот процесс повлечет за собой исчезновение многих хороших музеев, а новые здания будут востребованы лишь небольшим числом прихожан.

Собор в Дивееве, который был создан с помощью частной компанииСобор в Дивееве, который был создан с помощью частной компании

Самая серьезная проблема, с которой сталкивается церковь, — это финансирование строительных работ. Согласно Конституции Российской Федерации, церковь отделена от государства, в связи с чем деньги не могут быть беспрепятственно предоставлены церкви. Но с начала президентства Владимира Путина официальное разделение между государством и церковью утратило четкие границы, и государство стало во многих отношениях поддерживать РПЦ. Одним из способов поддержки является объявление церковных зданий архитектурным наследием, что позволяет РПЦ получать государственные средства для их восстановления. Тем не менее РПЦ до сих пор сильно зависит от пожертвований частных предпринимателей. В частности, строительство новых церковных сооружений требует больших материальных затрат. Лишь в немногих случаях прихожанам удалось осуществить реставрацию самостоятельно, без помощи епархии и богатых бизнесменов. В таких случаях вклад вносится в форме рабочей силы, а не в виде денег. Прихожане составляют близкий круг людей, многие из них проводят каждую свободную минуту на строительной площадке и помогают реставрировать церковь.

Пожертвования являются попыткой расплатиться за совершенные грехи и оправдать свое богатство перед другими.

Благотворительность, физический труд и пожертвования РПЦ представляют собой сугубо моральные обязательства и носят в большой степени нравственный характер. Поэтому я связываю пожертвования бизнесменов и физический труд со сферой морали. Мораль, как утверждает Джерет Цигон (2011), можно разделить на три разных, но взаимосвязанных аспекта: 1) институциональный; 2) общественный дискурс; 3) воплощенный образ мыслей (воплощенная предрасположенность). В данной статье я в основном заинтересован вторым аспектом — общественным дискурсом.

В этой статье я сосредоточу свое внимание на пожертвованиях предпринимателей, т.к. мое исследование было направлено именно на эту категорию людей. Я покажу, что отличительной чертой, свойственной предпринимательским пожертвованиям, является комбинация религиозных, нравственных и корыстных мотивов. Таким образом, пожертвования являются попыткой расплатиться за совершенные грехи и оправдать свое богатство перед другими.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Когда я начинал свое исследование, первый камень новой церкви уже был заложен на месте старой, разрушенной во времена социализма, в 1970 году. Новая церковь находится не так далеко от центра города, на одной из центральных площадей, рядом с Вечным огнем [1]. Церковь посвящена Казанской иконе Божией Матери — одной из главных икон в России. Она была «построена на золоте», как сказали мне местные люди, потому что два предпринимателя помимо других людей пожертвовали деньги на строительные работы. Каждый из них пожертвовал 10 миллионов рублей, но, скорее всего, этого не было достаточно, так как ожидаемая стоимость составляла от 25 до 28 миллионов рублей.

Архиепископ, мэр, местный глава фракции «Единая Россия» и предприниматель Геннадий присутствовали на официальной церемонии открытия церкви.

Когда я присутствовал на благословении и освящении церкви, строительство было уже завершено, но внутри она была еще пуста. Иконостасов, росписи и икон пока не было. По настоянию архиепископа освящение состоялось в день Казанской иконы Божией Матери — 4 ноября, до официального открытия храма. На церемонии присутствовало много людей, большинство из них прибыло раньше назначенного времени. Кроме местных политиков и высокопоставленных священнослужителей основную часть присутствующих составляли пожилые женщины из близлежащих районов, которым прежде, чтобы посетить церковь, приходилось идти в самый центр, и поэтому они одобряли строительство новой церкви по соседству.

Архиепископ, мэр, местный глава фракции «Единая Россия» и предприниматель Геннадий, один из спонсоров строительства, присутствовали на официальной церемонии открытия и произнесли речи. Архиепископ и мэр высказали благодарность Геннадию и всем другим благотворителям [2] за их помощь и похвалили здание церкви. Когда мэр назвал имя Геннадия, он попросил его сделать шаг вперед, чтобы представить всем присутствующим. Геннадий коротко рассказал о строительстве церкви и проблемах, которые возникали, но, казалось, был рад завершить свою речь и сделать шаг назад. Далее архиепископ прочел молитву и окропил церковь святой водой, затем последовал крестный ход вокруг здания. В конце церемонии архиепископ снова поблагодарил Геннадия и подарил ему икону Казанской Божией Матери. Геннадий выразил ответную благодарность и подчеркнул важное значение церкви для людей в этом районе.

Открытие церкви Казанской иконы Божией МатериОткрытие церкви Казанской иконы Божией Матери
Три интерпретации пожертвований

Религиозная мотивация пожертвования — доминирующая интерпретация как в академической и церковной литературе, так и в повседневных разговорах. Прежде всего, пожертвования воспринимаются и описываются как форма покаяния за свои грехи. Только через покаяние возможно спасти душу. Исторически сложилось понимание пожертвований как, в первую очередь, формы покаяния. Платонов (1995:25) аргументирует: «В сознании русских существует идея покаяния или искупления за богатство, потому что богатство всегда связано с грехами». Чтобы обосновать это заявление, Платонов цитирует русские пословицы, которые отражают представления о богатстве: «живота (богатства) не копи, а душу не мори» или «пусти душу в ад — будешь богат» (1995:25—26). Действительно, такое видение ситуации в той или иной степени до сих пор имеет смысл, потому что богатство современных предпринимателей воспринимается как нелегально нажитое, многие ставят способы накопления денег под вопрос.

Второй важный аспект пожертвований, актуальный и для Геннадия, — политическая мотивация, то есть возможность увеличения влияния и власти благодаря пожертвованиям в пользу церкви. Согласно Бурдье ([1983] 2001), благотворительные пожертвования церкви могут быть истолкованы как способ превратить экономический капитал в социальный, повышающий общественный статус и уровень престижа дарителя в светском мире. Затем, когда стал, например, депутатом (как и поступил Геннадий), повышенный социальный статус и престиж можно превратить в политическое влияние. Такое восприятие разделяют многие русские.

Кроме того, удивителен для меня был третий аспект пожертвований. Геннадий отмечал, что архиепископ обращается к нему лично и называет по имени. Здесь близкие отношения между ними становятся очевидными, и кажется, что архиепископ исполняет почти роль духовного отца предпринимателя. Предложение дать денег на строительство церкви часто делает советник, и, в самом деле, Геннадию сделать это предложил архиепископ. Оба уже знали друг друга раньше и ездили вместе на деловые встречи [3]. После завершения строительства архиепископ подарил Геннадию старинную икону в знак благодарности за его щедрые пожертвования.

Выгоды от пожертвований

В антропологии пожертвования часто обозначаются как «чистый дар» (Пэрри, 1986; Пэрри и Блох, 1989; см. также: Малиновский, [1922] 1994:177—78, концепция «чистого дара») без расчета на выгоду. Подобно случаю в Индии, который приводит Пэрри, в России также существует сильная идеология невзаимности; в особенности священники пытаются отвергать представления о духовном благословении как о продажном явлении и отрицают любую личную выгоду от пожертвований. На самом же деле пожертвования приносят благотворителям различные выгоды. Самый распространенный способ отблагодарить жертвователя — это выдать ему сертификат. Эти сертификаты зачастую выставляются на всеобщее обозрение в офисе. Иногда в ответ преподносятся, например, драгоценные иконы или же проводятся освящения и молебны. Имена жертвователей в течение определенного периода времени (40 дней, месяц или целый год) публично объявляются в ходе церемоний в самых известных монастырях. К тому же благотворителям нередко выделяется привилегированное место на кладбище, прямо рядом с церковью. Уайт (1988) упоминает аналогичные ответные дарения в своем описании пожертвований монастырям Франции еще в XI и XII веках. Он также выделяет временной аспект и обращает внимание на то, что церковь или монастырь, будучи бессмертной общиной, может хранить и возвращать дары вечно.

Но тем не менее трактовка пожертвований и ответных даров как торговой биржи является ошибочной. Опираясь на приведенное Грэгори (1982) различие между подарками и товарами, я расцениваю пожертвование церкви как относящееся именно к подаркам. Грэгори заявляет, что «товарные биржи устанавливают отношения между предметами обмена, а подарки устанавливают связь между людьми». Отношения между Геннадием и архиепископом, очевидно, указывают на последнее. Кроме того, нельзя измерить ценность обмена подарками и пожертвований. Для этих даров нет общепризнанной цены, их ценность можно установить только по изменениям социальных рангов, которые они влекут (см. также 67—69). Было бы бессмысленно подсчитывать, какое количество молитв соразмерно внесенному пожертвованию. Тем не менее различия в статусе ответных церковных даров действительно существуют и могут быть ранжированы с точки зрения продолжительности чтения молитв (40 дней или весь год) или престижа монастыря. Таким образом, я утверждаю, что предпринимательские пожертвования в пользу церкви могут быть как бескорыстным даром, так и средством реализации личной выгоды. Оба аспекта неотделимы друг от друга и представляют собой две стороны одной и той же деятельности.

Самый распространенный способ отблагодарить жертвователя — это выдать ему сертификат. Эти сертификаты зачастую выставляются на всеобщее обозрение в офисе.

Помимо «невидимых результатов» и церковного благословения обращает на себя внимание рост престижа и социального статуса в светском окружении. Постсоциалистические преобразования привели к изменениям и неустойчивости общественного положения, и нувориши (nouveaux riches) столкнулись с дилеммой «по причине расхождения между экономическими ресурсами и социальным статусом» (Сэмпсон, 1996:93). Чтобы достичь элитного статуса, предприниматели пытаются «решить проблему несоответствия приобретенных ими материальных ресурсов отсутствию культурного лидерства» (см. 94). Пожертвования РПЦ и разным другим учреждениям помогают преодолеть расхождение и дают возможность участвовать в общественных мероприятиях, что в конечном итоге приводит к росту престижа. Так как РПЦ представляет собой учреждение с высоким уровнем доверия, пожертвования в ее пользу являются предпочтительными при формировании морально одобряемого социального статуса. Аналогичное объяснение ситуации применимо и к средневековой Франции, когда «светские князья… использовали основание аббатства… как средство повышения уровня своего престижа в светском мире и как способ установления, объединения и расширения своей политической власти» (Уайт, 1988:30). Поэтому понимание пожертвований РПЦ как средства преобразования своего капитала (Бурдье, [1983] 2001) является вполне обоснованным. Экономический капитал посредством пожертвований преобразовывается в социальный, обеспечивая более высокий уровень престижа. А престиж, в свою очередь, является залогом политического успеха на выборах, который может принести значительные преимущества.

Тем не менее мне также хотелось бы показать ограниченность попыток создания положительного имиджа предпринимателей и новой элиты путем пожертвований. Многие усилия бизнесменов не приводят к возрастанию престижа, и довольно часто в глазах народа предприниматели остаются недостойными доверия в нравственном отношении. Дискуссии, которые стараются пролить позитивный свет на предпринимательские пожертвования РПЦ, сталкиваются с противоречащими им рассуждениями, например, социалистическим пониманием торговли как спекуляции и аморальностью чрезмерного использования богатства. Поэтому я описал предпринимательские пожертвования как смесь религиозной мотивации, нравственности и расчета.

Примечания

Я хочу поблагодарить Институт этнологических исследований Общества им. Макса Планка в г. Галле (Германия), который посредством своего финансирования сделал это исследование возможным. Также я хочу выразить благодарность Владиславе Владимировой, Андреасу Емчеву, Кириллу Истомину, Агате Ладыковской, Ани Синг, Петру Штегеру, Крису Ханну, Детелине Точевой и Ляле Яльчин-Гекман за их помощь и полезные комментарии к ранним версиям этой статьи.

Библиография
  • Бурдье, Пьер. [1983] 2001. Формы капитала. Социология экономической жизни, редакторы: Марк Грэнветтер и Ричард Сведберг. Бульдер ЦО, Вествью пресс.

  • Грэгори, Кристофер А. 1982. Подарки и товары. Лондон: Академическая пресса.

  • Дубин, Борис. 2006. Легкое бремя. Массовое православие в России 1990— 2000-х годов. Религиозные практики в современной России, редакторы: Кати Русселе и Александр Агаджнян. Москва: Новое издательство.

  • Малиновский, Бронислав. [1922] 1994. Аргонавты западной части Тихого океана. Простек Хейтс, ИЛ: Пресса Вэйфлэнда.

  • Пэрри, Джонатан. 1986. Подарок, индийский подарок и «индийский подарок». Мэн 21, № 3: 453—73.

  • Пэрри, Джонатан и Блох, Марис. 1989. Деньги и мораль обмена. Введение в «Деньги и мораль обмена», редакторы: Джонатан Пэрри и Марис Блох. Кембридж, МА, Пресса Кембриджского университета.

  • Платонов, Олег. 1995. 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. Москва: Современник.

  • Сэмпсон, Стивен. 1996. Превращать деньги в Культуру. Различия между восточноевропейскими нуворишами. Поиск потерянных определенностей... Антропология труда и бизнеса в меняющейся Европе.

  • Уайт, Стивен Д. 1988. Обычаи, родство и подарки богатым. Laudatio Parentum в Западной Франции, 1050—1150. Чапел-Хилл, СК: Пресса Университета Северной Каролины.

  • Цигон, Джерет. 2011. Многократные формы нравственности и религии в постсоветской России. Нью-Йорк и Лондон: Бергхан.


[1] Вечный огонь в память жертв Второй мировой войны был установлен на старом месте церкви. Новая церковь расположена на бывшем участке кладбища.

[2] Хотя более 200 человек пожертвовали деньги на строительство церкви, Геннадий и его знакомые заплатили самую большую часть.

[3] Одна из этих поездок — в Италию, чтобы преклониться перед мощами святого Николая, — была совместно организована епархией, городской администрацией и несколькими предпринимателями.


Понравился материал? Помоги сайту!

Скачать весь номер журнала «Разногласия» (№6) «Бог умер. Да здравствует Бог!»: Pdf, Mobi, Epub